Создание и ликвидация филиала учреждения (для бюджетной сферы) Создание филиала учреждения
Некоммерческие организации, к числу которых относятся учреждения (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ), могут создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Филиалом учреждения является обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 7-ФЗ). Филиалы учреждений не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшего их учреждения (головного учреждения) и действуют на основании утвержденного им положения (п. 4 ст. 5 Закона N 7-ФЗ). Законодательство не ограничивает количество создаваемых филиалов учреждения. Процедуру создания филиала учреждения можно условно разделить на несколько этапов: - принятие решения о создании филиала; - утверждение положения о филиале учреждения; - внесение сведений о филиале в ЕГРЮЛ и устав учреждения; - назначение руководителя филиала и выдача ему доверенности; - размещение информации о филиале в информационно-телекоммуникационных сетях; - сообщение налоговому органу о наделении филиала полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уведомление СФР (до 01.01.2023 - ФСС РФ) о создании филиала (при необходимости).
Остановимся на каждом из этапов подробнее.
1. Принятие решения о создании филиала учреждения Положения Закона N 7-ФЗ не устанавливают единого порядка принятия решения о создании филиалов казенных и бюджетных учреждений. Отсутствуют соответствующие нормы и в общих положениях о филиалах, содержащихся в ст. 55 ГК РФ. Из текста п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ следует лишь то, что в некоммерческих организациях решение о создании филиалов принимается высшим органом управления такой организации, если иное не предусмотрено данным Законом и иными федеральными законами. Зачастую, принятие решения о создании филиала учреждения, в том числе, бюджетного и казенного, в соответствии с требованиями нормативных актов публично-правовых образований относится к компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. При этом, такими актами может быть предусмотрена необходимость согласования принятия указанного решения с иными органами/лицами*(1). Однако, если соответствующим нормативно-правовым актом или уставом бюджетного/казенного учреждения не предусмотрено иное, такое решение может приниматься руководителем учреждения. Более четко порядок принятия решения о создании филиала регламентирован Законом 174-ФЗ. В автономных учреждениях инициатива создания филиала учреждения может исходить, как от учредителя, так и от руководителя учреждения. Согласно п. 2 ст. 9 Закона 174-ФЗ рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании филиалов автономного учреждения относится к компетенции учредителя. Однако принять решение по данному вопросу учредитель вправе только после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 11 закона 174-ФЗ). Особой формы решения о создании филиала учреждения не предусмотрено. Как правило, в нем указывается наименование создаваемого филиала учреждения и перечень мероприятий по созданию филиала учреждения с указанием сроков их проведения и ответственных лиц, а также сведения о недвижимом (особо ценном движимом) имуществе планируемом к передаче создаваемому филиалу и пр. В целях согласования решения о создании филиала учреждения, на практике, помимо самого решения в уполномоченный орган направляются: обоснование целесообразности создания филиала учреждения, проект положения о филиале, проект связанных с этим изменений в устав учреждения, проект трудового договора с руководителем филиала, рекомендации наблюдательного совета автономного учреждения о создании филиала, информация о штатной численности работников создаваемого филиала и пр.*(2). При создании филиала учреждения необходимо учитывать, что особый порядок их создания может быть установлен требованиями отраслевого законодательства. Так, например, филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются учредителем по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 1 Положения о Министерстве науки и высшего образования РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682). Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала (ч. 8 ст. 27 Закона N 273-ФЗ).
2. Утверждение положения о филиале учреждения Положение о филиале организации бюджетной сферы является основным документом, определяющим его цели, задачи и сферу деятельности. Как правило, положение о филиале учреждения утверждается одновременно с принятием решения о его создании и в случаях, предусмотренных нормативными актами публично-правовых образований или уставом учреждения, проект положения о филиале согласовывается с уполномоченными органами. На федеральном, региональном или муниципальном уровнях, нормативными актами уполномоченных органов могут быть утверждены типовые положения о филиалах учреждений*(3).
3. Внесение сведений о филиале в ЕГРЮЛ и устав учреждения Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, подп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) сведения о филиалах должны быть указаны в ЕГРЮЛ. По месту нахождения любых обособленных подразделений (включая филиалы) организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 84 НК РФ). В свою очередь, в ЕГРЮЛ соответствующие сведения включаются на основании заявлений, направляемых в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном Законом госрегистрации. Сведения о филиалах учреждения должны содержаться в его учредительных документах (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ, п. 6 ч. 2 ст. 7 Закона 174-ФЗ). Соответственно, в случае создания в учреждении филиала необходимо внести соответствующие изменения в устав учреждения. Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном: - Правительством РФ - в отношении федеральных учреждений; - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении учреждений субъекта РФ; - местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных учреждений. Изменения, вносимые в устав федеральных госучреждений, утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 32 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, далее - Порядок N 539). Конкретный порядок внесения изменений в устав учреждения, согласования таких изменений может быть предусмотрен нормативным актом публично-правового образования. Решение вопроса о внесении изменений в устав автономного учреждения относится к компетенции учредителя учреждения (п. 1 ст. 9 Закона 174-ФЗ), однако, как и в случае принятия решения о создании филиала, учредитель автономного учреждения принимает решение об изменении устава после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона 174-ФЗ). Так как иное не установлено законодательством, изменения, внесенные в учредительные документы учреждения, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Порядок госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, установленный п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пп. 4.1, 4.2 ст. 1 Закона N 7-ФЗ), поэтому регистрация изменений, вносимых в устав учреждения в связи с созданием филиала, производится в общеустановленном порядке. Аналогичным образом, регистрируются изменения, вносимые в устав автономного учреждения. Для госрегистрации изменений в налоговый орган по месту нахождения учреждения необходимо в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации представить: - заявление по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не указано в п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации; - решение уполномоченного органа о внесении изменений в устав (или об утверждении устава в новой редакции); - изменения, вносимые в устав учреждения, либо устав в новой редакции - в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением). В случаях, предусмотренных федеральным законом, вместо изменений, внесенных в учредительный документ, представляется заявление о госрегистрации, указанное выше, содержащее текст изменений, вносимых в учредительный документ; - документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 руб. - подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Положение о филиале не является документом, обязательным к представлению в регистрирующий орган. Срок представления указанных документов в регистрирующий орган может быть предусмотрен решением о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации госрегистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий госреестр, выдается (направляется) регистрирующим органом в порядке, установленном п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации.
4. Назначение руководителя филиала и выдача ему доверенности Как следует из п. 3 ст. 55 ГК РФ и п. 4 ст. 5 Закона N 7-ФЗ руководители филиалов назначаются учреждением самостоятельно и действуют на основании доверенности, выданной таким учреждением. Однако в ряде случаев, предусмотренных нормативными актами публично-правового образования, руководители филиалов могут назначаться по согласованию с органом, выполняющим функции учредителя такого учреждения; соответствующая обязанность может быть закреплена в уставе учреждения*(4). Доверенность руководителю филиала выдается по общим правилам, установленным гражданским законодательством для доверенностей юридических лиц. Иными словами, она составляется в простой письменной форме и должна быть подписана руководителем учреждения (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Помимо этого, на практике такие доверенности заверяются печатью организации.
Печать филиала Головное учреждение вправе предусмотреть наличие у филиалов отдельных печатей, в которых, кроме наименования самого учреждения (его типа, при необходимости), могут указываться любые необходимые сведения (например, наименование соответствующего филиала, место его нахождения и т.п.).
5. Передача имущества филиалу учреждения Филиал учреждения наделяется имуществом, создавшим его учреждением, которое учитывается на отдельном балансе (п. 4 ст. 5 Закона 7-ФЗ). Зачастую, перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, передаваемого филиалу, указывается в решении о создании филиала. В ряде случаев, предусмотренных нормативными актами публично-правовых образований, указанный перечень имущества предварительно согласовывается уполномоченными органами*(5). В процессе деятельности филиала имущество может приобретаться как головным учреждением с дальнейшим перераспределением его между обособленными подразделениями (филиалами), так и непосредственно самим филиалом в соответствии с делегированными ему полномочиями. Независимо от того, кем приобреталось имущество (головным учреждением или филиалом), право оперативного управления на него принадлежит учреждению в целом. Соответственно, передача недвижимого имущества головным учреждением филиалу не влечет перехода прав на имущество, и не нуждается в регистрации.
6. Размещение информации о филиале в информационно-телекоммуникационных сетях В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений документы, перечень которых приведен в п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, размещаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru. К числу таких документов относится: положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения и учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения (подп. 1, 5 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Соответственно, в случае создания филиала учреждения, копии положения о филиале и новой редакции устава учреждения должны быть размещены на сайте www.bus.gov.ru. Как следует из п. 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению указанных документов самому государственному (муниципальному) учреждению. В случаях, предусмотренных законодательством, информация, касающаяся создания филиала учреждения также подлежит размещению на сайте учреждения. Так, например, информация о месте нахождения филиалов и о руководителях филиалов образовательных организаций и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы подлежит размещению на сайте учреждения (см. подп. "а", "ж" п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона N 273-ФЗ, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
7. Сообщение налоговому органу о наделении филиала полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц В случае наделения филиала учреждения, которому открыт счет в банке, полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, информацию об этом следует сообщить в налоговые органы по месту нахождения учреждения в течение одного месяца со дня наделения филиала соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@. Вопрос о наделении филиала полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц решается учреждением самостоятельно (см. письма Минфина России от 04.04.2017 N 03-15-06/19684, ФНС России от 09.03.2017 N БС-4-11/4211@). Такие полномочия могут быть закреплены в положении о филиале (см. письмо Минфина России от 26.06.2018 N 03-15-06/44004), и переданы руководителю филиала на основании соответствующей доверенности (письмо Минтруда от 21.07.2016 N 17-3/10/В-4996). Отдельно отметим, что при создании филиала учреждения без наделения его указанными полномочиями обязанность направить в налоговый орган соответствующее сообщение у учреждения не возникает (см. письмо ФНС РФ от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@).
8. Уведомление СФР о создании филиала Учреждение, действуя как страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно сообщать о создании филиала в территориальные органы СФР (до 01.01.2023 - ФСС России) по месту нахождения филиалов, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 2 п. 1 ст. 6, подп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Форма такого сообщения установлена приложением N 1 к Административному регламенту ФСС России по предоставлению госуслуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утв. приказом ФСС России от 22.04.2019 N 217. К сообщению прикладываются документы, указанные в п. 15 Административного регламента.
Ликвидация филиала учреждения
Принятие решения о ликвидации филиала учреждения Как и в случае создания филиала казенного и бюджетного учреждения, особого порядка принятия решения о ликвидации филиала Законом N 7-ФЗ не установлено. Такое решение может быть принято, как органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, так и руководителем учреждения, в том числе, по согласованию с упомянутым органом. Особый порядок принятия решения о ликвидации филиала может быть установлен нормативными актами публично-правовых образований*(6) или положениями отраслевого законодательства. Так, в частности, филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 27 Закона N 273-ФЗ), а принятие решения о ликвидации филиала государственного или муниципального учреждения допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Причем, если филиал учреждения расположен в сельском поселении, принятие решения о его ликвидации не допускается также без учета мнения жителей данного сельского поселения (чч. 11, 12 ст. 22, ч. 6 ст. 27 Закона N 273-ФЗ). Порядок принятия решения о ликвидации филиала автономного учреждения такой же, как и при создании филиала: инициатива ликвидации филиала учреждения может исходить, как от учредителя, так и от руководителя учреждения, но решение по данному вопросу принимает учредитель и только после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (п. 2 ст. 9, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 11 закона 174-ФЗ). Унифицированной формы решения о закрытии филиала нет, поэтому такое решение составляется в произвольной форме. Как правило, помимо сведений о закрытии филиала в нем указывается перечень мероприятий по ликвидации филиала с указанием сроков их проведения и ответственных лиц, порядок распоряжения высвобождаемым в связи с ликвидацией филиала имуществом, порядок передачи головному учреждению документов, образовавшихся в ходе деятельности филиала, и пр. В случаях, предусмотренных нормативными актами публично-правового образования, вместе с решением о закрытии филиала учреждения для его согласования в уполномоченный орган направляются: обоснование целесообразности ликвидации филиала учреждения, проект изменений в устав учреждения; рекомендации наблюдательного совета автономного учреждения о ликвидации филиала, предложения о мерах, которые возможно и (или) предполагается предпринять для соблюдения установленных законодательством РФ прав граждан в связи с ликвидацией филиала учреждения и пр.*(7).
Сообщение в налоговый орган о закрытии филиала учреждения При принятии решения о прекращении деятельности через филиал (закрытии филиала) учреждение должно уведомить налоговый орган по своему месту нахождения в течение трех дней со дня принятия такого решения (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ) по форме N С-09-3-2, утв. приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@. Указанное сообщение носит лишь информативный характер и не является основанием для снятия учреждения с учета в налоговом органе по месту нахождения этого филиала.
Исключение сведений о филиале из ЕГРЮЛ и устава учреждения Так как сведения о филиалах учреждения содержатся, в ЕГРЮЛ и учредительных документах учреждения (п. 3 ст. 55 ГК РФ, подп. "н" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ, п. 6 ч. 2 ст. 7 Закона 174-ФЗ), при прекращении деятельности филиала необходимо внести соответствующие изменения в устав учреждения. Для государственной регистрации таких изменений в налоговый орган по месту нахождения учреждения необходимо в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации представить: - заявление по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации; - решение уполномоченного органа о внесении изменений в устав (или об утверждении устава в новой редакции); - изменения, вносимые в устав учреждения, либо устав в новой редакции. В случаях, предусмотренных федеральным законом, вместо изменений, внесенных в учредительный документ, представляется заявление о госрегистрации, указанное выше, содержащее текст изменений, вносимых в учредительный документ; - документ об уплате госпошлины (в размере 800 руб. - подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается (направляется) регистрирующим органом в порядке, установленном п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации. В случаях закрытия филиала снятие с учета в налоговых органах по месту его нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Уведомление СФР о ликвидации филиала учреждения Учреждение, действуя как страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно сообщать о ликвидации филиала в территориальные органы СФР (до 01.01.2023 - ФСС России) по месту нахождения филиалов, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 2 п. 1 ст. 6, подп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Форма такого сообщения установлена приложением N 2 к Административному регламенту ФСС России по предоставлению госуслуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утв. приказом ФСС России от 22.04.2019 N 217. К сообщению прикладываются документы, указанные в п. 15 Административного регламента.
Отмена доверенности руководителя филиала Пунктом 1 ст. 188 ГК РФ предусмотрены основания прекращения доверенности, перечень которых является исчерпывающим, и такое основание для прекращения доверенности, как закрытие филиала юридического лица, положениями ГК РФ не предусмотрено. Однако согласно подп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности может быть прекращено вследствие отмены доверенности лицом, выдавшим ее. Отметим, что в отличие от случая прекращения трудового договора с руководителем филиала унитарного предприятия (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), ни Законом N 7-ФЗ, ни Законом N 174-ФЗ, не предусмотрена обязанность отмены доверенности руководителя филиала учреждения при прекращении трудового договора с ним. Вместе с тем, на практике, обязанность отмены доверенности, выданной руководителю филиала учреждения в случае прекращения трудового договора с ним, зачастую предусматривается уставами учреждений*(8). Особого порядка отмены доверенности, выданной руководителю филиала учреждения, не предусмотрено. Как установлено подп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ, отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме. Сказанное означает, что если доверенность, выданная руководителю филиала учреждения, была удостоверена нотариально, отмена такой доверенности также требует нотариального удостоверения. По своему желанию учреждение может совершить в нотариальной форме отказ и от доверенности, составленной в простой письменной форме. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 189 ГК РФ учреждение, отменившее доверенность, выданную руководителю филиала, обязано известить его об отмене, а также известить об отмене доверенности всех известных третьих лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность. Сведения об отмене доверенности могут быть внесены в реестр распоряжений об отмене доверенностей, ведение которого осуществляется в электронной форме в порядке, установленном законодательством о нотариате (абз. 3 п. 1 ст. 189 ГК РФ). Сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, в порядке, установленном законодательством о нотариате. (абз. 2 п. 1 ст. 189 ГК РФ). Сведения, внесенные в реестр распоряжений об отмене доверенностей, предоставляются Федеральной нотариальной палатой ежедневно и круглосуточно неограниченному кругу лиц без взимания платы с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством о нотариате (абз. 4 п. 1 ст. 189 ГК РФ). Сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть опубликованы в официальном издании, в котором публикуются сведения о банкротстве. В этом случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована (п. 1 ст. 189 ГК РФ)*(9).
Печать филиала Если для осуществления деятельности филиалу учреждения была выдана печать, в случае прекращения деятельности филиала, такая печать подлежит уничтожению. Особого порядка уничтожения печати филиала учреждения не предусмотрено, однако такой порядок может быть предусмотрен локальными актами учреждения, например, обязывающими создавать в целях уничтожения печати комиссию, оформлять акты уничтожения печати и пр.
Распоряжение имуществом ликвидированного филиала Предложения по дальнейшему использованию имущества ликвидируемого филиала, как правило, рассматриваются на стадии принятия решения о ликвидации филиала и в дальнейшем фиксируются в таком решении. В случае ликвидации филиала учреждения, переданное ему для осуществления деятельности имущество, может быть изъято из оперативного управления учреждения в состав казны, если оно является излишним и не планируется его дальнейшее использование в деятельности головного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ), причем на основании распоряжения уполномоченного органа одновременно с изъятием, имущество может быть перераспределено между иными подведомственными учреждениями*(10). ВниманиеНапомним, что порядок принятия решения о прекращении права оперативного управления и передаче имущества в казну (изъятия имущества из оперативного управления) и конкретный перечень документов, предоставляемых организацией бюджетной сферы в орган исполнительной власти (местного самоуправления), на который возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для принятия такого решения, определяются соответствующим органом в рамках его полномочий (см. об этом в Энциклопедии решений. Имущество казны). Если же высвобождаемое, в связи с ликвидацией филиала имущество будет в дальнейшем использоваться в деятельности головного учреждения (иного филиала головного учреждения), оформляется передача (возврат) данного имущества головному учреждению. Особого порядка такой передачи имущества не предусмотрено. На практике возврат имущества головному учреждению сопровождается проведением инвентаризации, по итогам которой оформляется передаточный акт*(11).
Размещение информации о филиале в информационно-телекоммуникационных сетях В случае ликвидации филиала учреждения, в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения или самим учреждением, в случае передачи ему соответствующих полномочий (п. 3.5 ст. 32 Закона 7-ФЗ), на официальном сайте www.bus.gov.ru должны быть размещены изменения, внесенные в учредительные документы учреждения (подп. 1 п. 3.3 ст. 32 Закона 7-ФЗ). По своему усмотрению головное учреждение может разместить информацию о ликвидации филиала в средствах массовой информации.
Организационно-штатные и прочие мероприятия Прекращение деятельности филиала учреждения, как правило, влечет расторжение трудовых договоров с работниками филиала, которые должны быть персонально и в письменной форме предупреждены о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Также об увольнении работников учреждение обязано своевременно уведомить профсоюз (ст. 82 ТК РФ, ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") и службу занятости (ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации")*(12). При необходимости в период ликвидации филиала учреждения производятся расчеты с кредиторами, должниками по сделкам, совершенными ликвидируемым филиалом, Однако, поскольку филиалы не являются юридическими лицами, они осуществляют сделки от имени создавшего их учреждения. Ответственность за деятельность своих филиалов несет головное учреждение (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 5 ст. 5 Закона 7-ФЗ). Поэтому исполнение по сделкам, совершенным филиалом, после его ликвидации осуществляется головным учреждением в соответствии с условиями совершенных сделок. Нередко в целях проведения мероприятий, связанных с ликвидацией филиала учреждения (например, для проведения инвентаризации имущества, осуществления расчетов с увольняемыми работниками и контрагентами и пр.) создается ликвидационная комиссия, хотя законодательством не предусмотрена обязанность ее создания. Наличие ликвидационной комиссии позволяет более эффективно и оперативно проводить ликвидационные мероприятия, однако вопрос о целесообразности создания ликвидационной комиссии в каждом конкретном случае должен решается учреждением (органом, осуществляющим полномочия учредителя) самостоятельно. Конкретный состав ликвидационной комиссии может быть определен в решении о ликвидации филиала*(13).
______________________________ *(1) См., например, п. 10.2 ст. 5 Закона Московской области от 22.02.2008 N 14/2008-ОЗ "О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области", п. 3.1.17 Положения об Управлении по физической культуре и спорту Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2017 N 12/14, ст. 28 Закона Омской области от 06.07.2005 N 652-ОЗ "Об управлении собственностью Омской области". *(2) См., например, п. 32 Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Московской области, их филиалов и представительств, а также утверждения уставов государственных учреждений Московской области и внесения в них изменений, утв. Постановление Правительства Московской области от 09.12.2010 N 1091/57, п. 7.4 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Псковской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Псковской области и внесения в них изменений, утв. постановлением Администрации Псковской области от 30.03.2011 N 112. Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 22.03.2019 N 32 "Об утверждении Порядка согласования создания или ликвидации филиала, открытия или закрытия представительства государственного бюджетного учреждения, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области" *(3) См., например, Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.12.2012 N 232 "Об утверждении Типового положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в субъекте Российской Федерации", Постановление Администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области от 05.07.2011 N 448 "Об утверждении положения о филиалах муниципальных образовательных учреждений Милославского муниципального района", Решение Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 22.08.2011 N 316 "Об утверждении примерного положения о филиалах муниципальных образовательных учреждений Чаплыгинского муниципального района Липецкой области". *(4) См., например, п. 105 Устава государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям "Росинка" города Первоуральска", утв. Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 02.04.2020 N 190, п. 7.2 Устава муниципального бюджетного учреждения Калининского района Тверской области "Футбольный Клуб "Верхневолжье", утв. Постановлением Администрации муниципального образования Тверской области Калининский район от 19.02.2016 N 37. *(5) См., например, п. 6.4 Порядка создания, изменения типа, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования "Новоржевский район", а также порядка создания и ликвидации филиалов муниципальных учреждений, утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Администрации Новоржевского района Псковской области от 27.01.2015 N 15, п. 3 Порядка согласования создания или ликвидации филиалов, открытия и закрытия представительств государственных бюджетных учреждений Волгоградской области, подведомственных комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утв. приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 25.07.2019 N 45-н *(6) См., например, п. 2 положения об осуществлении администрацией городского поселения р.п. Даниловка функций и полномочий учредителя муниципальных (казенных, бюджетных, автономных) учреждений городского поселения р.п. Даниловка, утв. постановлением Главы городского поселения р.п. Даниловка Волгоградской области от 10.11.2011 N 192, п. 3.15.3 положения о главном управлении культуры администрации города Красноярска, утв. распоряжением администрации г.Красноярска от 22.05.2009 N 108-Р. *(7) См., например, Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 N 996-р, пп. 7.6, 7.7 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Псковской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Псковской области и внесения в них изменений, утв. постановлением Администрации Псковской области от 30.03.2011 N 112, п. 32 Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Московской области, их филиалов и представительств, а также утверждения уставов государственных учреждений Московской области и внесения в них изменений, утв. постановление Правительства Московской области от 09.12.2010 N 1091/57 *(8) См., например, п. 6.5 устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2022 N 439, п. 7.5 Устава муниципального бюджетного учреждения "Аварийно-спасательная служба Предгорного муниципального района", утв. постановлением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 02.08.2018 N 1006. *(9) Подробнее об отмене доверенности см. в Энциклопедии решений. Отмена доверенности. *(10) См., например, п. 4 Распоряжения Администрации Псковской области от 18.11.2016 N 773-р "О согласовании ликвидации филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Псковской области "Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", п. 3.4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2016 N 1631 "О ликвидации филиалов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" и о внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет", п. 2 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.09.2017 N 629 "О ликвидации филиала государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Чистопольский многопрофильный колледж", расположенного в с. Теньки и пгт. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан". *(11) См., например, Приложение к постановлению Администрации Ишимского муниципального района от 19.09.2014 N 120 "О ликвидации филиала муниципального автономного общеобразовательного учреждения". *(12) Подробнее об этом см. в материалах: - Энциклопедия решений. Увольнение в связи с ликвидацией организации, - Энциклопедия решений. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников, - Энциклопедия решений. Уведомление профсоюза и службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников, - Энциклопедия решений. Уведомление профсоюза и службы занятости об увольнении работников в связи с ликвидацией организации. *(13) См., например, постановление Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области от 29.04.2013 N 94 "О ликвидации филиалов муниципального бюджетного образовательного учреждения "Болтутинская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области д. Березкино и д. Ново-Ханино".
|
Тема
См. также Снабжение учреждений имуществом (для бюджетной сферы) Счета организаций бюджетной сферы Формы документов Положение о филиале бюджетного учреждения здравоохранения Положение о филиале казенного образовательного учреждения Положение о филиалах муниципального бюджетного учреждения культуры Практические ситуации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.