Уведомление профсоюза и службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников
В силу части первой ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Обязанности уведомлять профсоюз о высвобождении работников по какой-либо конкретной форме в законе нет, поэтому форма свободная.
Согласно ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - организация не позднее чем за 2 месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязан проинформировать государственную службу занятости, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, работодатель обязан проинформировать о таком решении государственную службу занятости не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Об изменении или отмене решения о сокращении численности или штата работников работодатель также обязан проинформировать государственную службу занятости. Сделать это согласно ч. 4 ст. 53 Закона о занятости нужно в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения. Информация предоставляется посредством ее размещения на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. Форма для этих целей утверждена приказом Минтруда России от 16.04.2024 N 195н.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем определении от 15.01.2008 N 201-О-П, под "началом проведения соответствующих мероприятий" в части первой ст. 82 ТК РФ понимается не издание распорядительного акта о сокращении и начало предупреждения работников о предстоящем увольнении, а начало расторжения с работниками трудовых договоров. Считаем, что аналогичным образом следует понимать и норму Закона о занятости. Соответственно, работодатель сначала оформляет решение о сокращении численности или штата, а затем параллельно уведомляет профсоюз (при его наличии), службу занятости и работников.
В части первой ст. 82 ТК РФ указано, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Ни из ТК РФ, ни из Закона о занятости не следует необходимость применять критерии массового высвобождения, указанные в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 05.02.1993 N 99. Тем не менее к этому документу можно обратиться, если на работодателя не распространяется действие ни одного существующего соглашения с критериями массового увольнения, что и делают суды (определения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.03.2021 N 33-79/2021, Верховного Суда Республики Дагестан от 16.05.2018 N 33-2642/2018, Пермского краевого суда от 25.03.2013 N 33-2728-2013, Омского областного суда от 11.04.2012 N 33-2146/2012, Московского городского суда от 22.10.2010 N 33-30909).
О заключенных на федеральном уровне социального партнерства отраслевых соглашениях см. справку.
Несоблюдение работодателем обязанности по уведомлению в письменной форме профсоюза о предстоящем сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя в сроки, установленные частью первой ст. 82 ТК РФ, может повлечь за собой восстановление уволенного работника на прежней работе рассматривающим трудовой спор судом общей юрисдикции (определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 201-О-П, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
Неисполнение работодателем требования Закона о занятости по предоставлению информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. А вот нарушением порядка увольнения и основанием для признания увольнения незаконным отсутствие своевременного уведомления службы занятости суды сейчас не признают (см., например, определения Второго КСОЮ от 18.01.2022 N 8Г-29531/2021, Шестого КСОЮ от 08.04.2021 N 8Г-5628/2021, Третьего КСОЮ от 02.12.2020 N 8Г-19964/2020, Санкт-Петербургского городского суда от 11.07.2019 N 33-15706/2019, Ставропольского краевого суда от 26.07.2016 N 33-5032/2016, Ленинградского областного суда от 20.07.2016 N 33-3686/2016, Курганского областного суда от 21.06.2016 N 33-2144/2016, Верховного Суда Республики Татарстан от 18.01.2016 N 33-859/2016, Новгородского областного суда от 09.12.2015 N 33-2522/2015, Московского городского суда от 30.11.2015 N 33-44771/15). Хотя ранее высказывалась и противоположная позиция, согласно которой сотрудник должен быть восстановлен на работе, если работодатель не известил органы службы занятости о его предстоящем высвобождении (см. Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке во втором полугодии 2005 года).
Тема
Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников
См. также
Уведомление профсоюза и службы занятости об увольнении работников в связи с ликвидацией организации
Формы документов
Пример заполнения Отчета в службу занятости о сокращении численности или штата работников
Уведомление профсоюза о сокращении численности (штата) работников организации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах