НДФЛ и страховые взносы при недоплатах и переплатах заработной платы работникам (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Недоплата заработной платы работнику учреждения:
- начисление и уплата НДФЛ при доначислении зарплаты;
- представление уточненной отчетности по НДФЛ при доначислении зарплаты;
- начисление и уплата страховых взносов при доначислении зарплаты
Переплаты заработной платы и неположенные выплаты работнику учреждения:
- НДФЛ при удержании или возмещении работником переплат и неположенных выплат;
- страховые взносы при удержании или возмещении работником переплат и неположенных выплат
Недоплата заработной платы работнику учреждения
Недоплата заработной платы может быть результатом счетной ошибки или, например, следствием невключения в расчет положенных надбавок. В любом случае недоплаты заработной платы следует провести перерасчет. Это обусловлено требованиями трудового законодательства.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы является одним из основных прав работника. В свою очередь, одной из основных обязанностей работодателя является обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, в случае, когда обнаружена ошибка, повлекшая начисление заработной платы в меньшем размере, работник имеет право потребовать доначисления и выплаты всей невыплаченной ему суммы, а работодатель обязан удовлетворить это требование.
Статья 392 ТК РФ предусматривает, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока ее выплаты, в том числе в случае неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику.
При нарушении установленного срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
За нарушение срока выплаты зарплаты предусмотрена также дисциплинарная (ст. 192, ст. 195 ТК РФ), административная (ч. 6 и ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовная (ст. 145.1 УК РФ) ответственность.
Основанием для перерасчета является в зависимости от ситуации либо приказ руководителя учреждения, либо акт проверки, либо судебное решение.
Начисление и уплата НДФЛ при доначислении заработной платы работнику учреждения
Налоговый агент исчисляет сумму НДФЛ на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ). Исключений, в том числе при перерасчете заработной платы за прошлые периоды, из этого правила не предусмотрено. То есть при выявлении недоплаты заработной платы и ее перерасчете доход считается полученным в последний день месяца, за который производится перерасчет. Такой вывод согласуется с общей нормой: при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (п.п. 1, 4 ст. 54 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 223 НК РФ). По общему правилу, предусмотренному абзацем первым п. 6 ст. 223 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Следовательно, удержание исчисленного при доначислении заработной платы НДФЛ учреждению следует осуществить при фактической выплате работнику этого дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ), а перечисление удержанной суммы налога в бюджетную систему РФ - не позднее рабочего дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, до выплаты работнику дохода в виде оплаты труда у работодателя - налогового агента нет оснований удерживать НДФЛ с суммы дохода. А если доход не был фактически выплачен, оснований удерживать из него и перечислять в бюджет сумму налога у работодателя также нет.
Представление уточненной отчетности по НДФЛ при доначислении заработной платы работнику учреждения
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы НДФЛ, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ, письмо ФНС России от 24.04.2019 N БС-3-11/4119@).
Если перерасчет заработной платы проводится за прошлые налоговые периоды, то учреждению необходимо представить в налоговый орган уточненные сведения в виде корректирующей справки по форме 2-НДФЛ (п. 1.18 Приложения 2 к приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@). При представлении корректирующей справки взамен ранее представленной в поле "Номер справки" указывается номер ранее представленной справки (п. 2.5 Приложения 2 к приказу ФНС России N ММВ-7-11/566@).
Кроме того, учреждению надо сдать уточненные Расчеты по форме 6-НДФЛ, при этом уточнению подлежит только раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ (письма ФНС России от 25.01.2017 N БС-4-11/1250@, от 15.12.2016 N БС-4-11/24062@).
Доходы в виде компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы не облагаются НДФЛ и не подлежат отражению в расчете по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 11.04.2019 N БС-4-11/6839@).
Начисление и уплата страховых взносов при доначислении заработной платы работнику учреждения
Для плательщиков страховых вносов - организаций база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица (п. 1 ст. 421 НК РФ). При этом ст. 424 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (ст. 424 НК РФ).
В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Следовательно, в случае перерасчета и доначисления заработной платы или какой-либо из ее составляющих за прошедшие расчетные периоды, у учреждения возникает обязанность исчислить и уплатить страховые взносы.
Исходя из положений п. 1, 6 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в определении базы для исчисления страховых взносов, относящихся к прошлым расчетным (отчетным) периодам, в текущем расчетном (отчетном) периоде перерасчет базы для исчисления страховых взносов и суммы страховых взносов производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы взноса, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам (п. 1, п. 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка заполнения РСВ, утв. приказом ФНС России 18.09.2019 N ММВ-7-11/470). При этом в расчете по страховым взносам за текущий расчетный (отчетный) период сумма произведенного перерасчета за предшествующий отчетный (расчетный) период не отражается (письма ФНС России от 31.01.2019 N БС-4-11/1583@, от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
Кроме того, подача уточненных РСВ необходима в целях правильного отражения страхового стажа работника и формирования обязательств фондов по выплате страховых возмещений (в том числе при назначении пенсии).
Так как в результате внесения исправлений потребуется доплатить взносы, то в этом случае осуществить такую доплату необходимо до подачи уточнений. В этом случае необходимо также уплатить соответствующую сумму пеней (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если этого не сделать, в карточке РСБ автоматически отразится недоимка, что может послужить основанием для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ.
Подробнее о представлении уточненного расчета по страховым взносам см. здесь.
Переплаты заработной платы и неположенные выплаты работнику учреждения
Переплаты заработной платы и неположенные выплаты могут возникнуть вследствие:
- счетной ошибки;
- неправомерных действий работника;
- неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, при оплате работы в выходные и праздничные дни, при определении среднего заработка для расчета сумм отпускных и других выплат);
- ошибок в приказах о приеме, увольнении, переводе, убытии в отпуск (командировку) работника, а также ошибок в табелях учета рабочего времени;
- нарушений в применении оснований для установления и порядка начисления надбавок и доплат;
- оплаты за фактически не отработанное время.
Однако заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана, за исключением случаев (часть четвертая ст. 137 ТК РФ):
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
В зависимости от конкретных обстоятельств руководителем организации бюджетной сферы в связи с выявлением переплат и неположенных (необоснованных) выплат могут быть приняты следующие решения:
1) об удержании суммы ущерба из доходов получателя выплаты или о добровольном возмещении ущерба получателем выплаты;
2) об отнесении в бюджетном или автономном учреждении суммы переплаты (неположенной выплаты) на расходы по приносящей доход деятельности;
3) о возмещении суммы ущерба виновными лицами, в т.ч. о начале претензионной работы по сумме ущерба.
Возможно одновременное применение сразу нескольких из перечисленных выше вариантов. Например, часть расходов может быть возмещена сотрудником, получившим выплату, а другая часть может быть отнесена на расходы бюджетного (автономного) учреждения по приносящей доход деятельности.
Однако перерасчет сумм удержанного НДФЛ и страховых взносов потребуется только в первом случае, когда из дохода работника удерживаются суммы переплат или он добровольно возмещает излишне полученные суммы. В остальных случаях излишне выплаченные суммы остаются доходом сотрудника, облагаемым НДФЛ, и объектом обложения страховыми взносами. принято решение не удерживать с работника всю сумму оплаты за отпуск, предоставленный в 2017 году авансом, не произойдет изменений в сведениях о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - работника в прошлом расчетном периоде.
НДФЛ при удержании или возмещении работником учреждения переплат заработной платы и неположенных выплат
Если заработная плата была выплачена в большем размере, удержанный налоговым агентом с этой суммы НДФЛ и уплата налога за счет дохода, выплаченного работнику. Однако если работник возвращает сумму переплаты, то получается, что НДФЛ с нее фактически уплачен за счет налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих в том числе к завышению суммы НДФЛ, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ).
В расчете по форме 6-НДФЛ указываются суммы исчисленного и удержанного налога, а также дата удержания и срок перечисления НДФЛ в бюджет в соответствии со ст. 226 НК РФ. Так, в разделе 1 расчета по строке 070 указывается общая сумма удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода, по строке 090 - общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам в соответствии со ст. 231 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3.3 Порядка). В разделе 2 указываются даты фактического получения физическими лицами дохода и удержания налога, сроки перечисления налога и обобщенные по всем физическим лицам суммы фактически полученного дохода и удержанного налога (п. 4.1 Порядка). Отражение суммы переплаты в расчете по форме 6-НДФЛ не предусмотрено.
Учреждение - налоговый агент удерживает начисленный НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). То есть работник получает сумму заработной платы за вычетом НДФЛ. Поэтому возврат работником излишне выплаченных сумм осуществляется также за вычетом НДФЛ. Следовательно, нет оснований для возврата налога работнику и заполнения строки 090 в уточненном расчете по форме 6-НДФЛ.
При перерасчете суммы заработной платы и НДФЛ в разделе 1 уточненного расчета по форме 6-НДФЛ, в частности по строке 070, отражаются итоговые суммы с учетом произведенного перерасчета (письма ФНС России от 03.09.2019 N БС-4-11/17598@, от 24.05.2016 N БС-4-11/9248).
Возврат работником излишне выплаченной заработной или неположенных выплат или удержание этих сумм могут быть отражены в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ в периоде возврата (удержания) путем уменьшения суммы фактически выплаченного дохода на сумму возвращенных работником средств (строка 130), а также суммы удержанного налога (строка 140).
После возврата работником или удержания из заработной платы излишне выплаченных средств возникает переплата по НДФЛ. Эта сумма налога будет являться излишне уплаченной за счет средств налогового агента.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогового агента (п.п. 6, 14 ст. 78 НК РФ). Кроме того, возможен зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, а также погашения недоимки (п.п. 4, 5, 14 ст. 78 НК РФ).
Страховые взносы при удержании или возмещении работником учреждения переплат заработной платы и неположенных выплат
При обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган Расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в Расчет и представить в налоговый орган уточненный Расчет (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка заполнения РСВ, утв. приказом ФНС России 18.09.2019 N ММВ-7-11/470). То есть у учреждения нет обязанности подачи уточненных расчетов по страховых взносам. Но не подавая уточненные расчеты, учреждение лишается возможности вернуть суммы излишне уплаченных страховых взносов. Образовавшаяся по уточненным РСВ переплата страховых взносов может быть возвращена или зачтена в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ с учетом особенностей, установленных п.п. 1.1, 6.1 этой статьи.
Подробнее о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов см. здесь.
При заполнении показателей строк РСВ отрицательные значения не предусмотрены (п. 1.2 Порядка заполнения РСВ). Для корректировки базы по страховым взносам за предыдущие отчетные периоды учреждению - плательщику взносов следует представить уточненный РСВ за этот период, в который включаются разделы и приложения к ним, которые были представлены ранее (кроме раздела 3), с учетом внесенных изменений.
Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" включается только в отношении тех физических лиц, по которым произошли изменения (п. 1.2 Порядка заполнения РСВ).
В расчете за текущий отчетный период не отражается сумма произведенного перерасчета за предшествующий период, отрицательные значения при заполнении показателей строк РСВ не предусмотрены (письмо ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-11/16793@).
Тема
Налоги и взносы (для бюджетной сферы)
См. также
Компенсационные и иные выплаты: НДФЛ и страховые взносы (для бюджетной сферы)
Исчисление, удержание и уплата НДФЛ учреждением - налоговым агентом
Начисление и уплата страховых взносов учреждением
Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов
Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для бюджетной сферы)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Клименко Г.Г., Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Коткина Ю.Е., Монько В.С., Сизонова О.А., Гурашвили Р.Н.,
Селина Е.А., Панина К.В., Старовойтова Н.Н., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д.