Исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных и автономных учреждений
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Собственник имущества бюджетного (автономного) учреждения не несет ответственность по обязательствам таких учреждений за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). В то же время в рамках своих полномочий учредители могут принимать решения о предоставлении бюджетным (автономным) учреждениям целевых субсидий в целях погашения кредиторской задолженности или же разрешать реализацию части имущества с условием направления полученных средств на погашение задолженности*(1).
Законодательно установлен особый порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, он определен ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ). В аналогичном порядке производится обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Обращение взыскания на средства бюджетных/автономных учреждений (далее также - учреждение, должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Буквально в п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ говорится о двух видах исполнительных документов: исполнительный лист и судебный приказ. Поэтому вопрос о возможности исполнения иных видов исполнительных документов, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в порядке, установленном ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, является спорным. По мнению представителей Федерального казначейства, изложенному в письме от 04.12.2015 N 07-04-05/09-826, положения ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не определяют организацию исполнения иных исполнительных документов, соответственно порядок, установленный указанной нормой, не может применяться в отношении постановлений государственных органов о наложении (взыскании) административного штрафа.
Учитывая данную позицию, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов должника, зачастую отказывают в принятии к исполнению исполнительных документов, не упомянутых в ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ. Однако, как показывает практика, подобные отказы могут быть оспорены взыскателем в судебном порядке*(2).
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 18.02.2015 N 02-01-10/7431, государственные (муниципальные) учреждения вправе в добровольном порядке исполнять постановления уполномоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях о взыскании административных штрафов с учетом требований, установленных законодательством РФ в части принятия и оплаты бюджетным учреждением обязательств в зависимости от источника средств и особенностей данного типа государственного учреждения.
По вопросу исполнения судебных актов по делам об административных правонарушениях, предусматривающих взыскание денежных средств с бюджетных (автономных) учреждений при отсутствии исполнительных документов, представители Федерального казначейства придерживаются иной позиции: организация исполнения таких судебных актов подлежит осуществлению в соответствии с положениями ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ (см. письмо от 01.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-725).
Важно помнить, что п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ закреплено правило об указании в исполнительном документе сумм, подлежащих взысканию, в валюте РФ. Органы, исполняющие судебные акты, не обладают полномочиями по конвертации и расчета взысканных средств, номинированных в иностранной валюте. Также не предусмотрена выплата сумм по исполнительному листу наличными денежными средствами, либо почтовым переводом*(3).
Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства учреждений, содержатся в нормах процессуальных кодексов, например, для исполнительных листов - в ст. 320 АПК РФ, ч. 3.1, 8 ст. 353 КАС РФ, а также в ст. 13 Закона об исполнительном производстве; для судебных приказов - в ст. 127 ГПК РФ, ст. 229.6 АПК РФ, ст. 123.6 КАС РФ.
Сроки предъявления исполнительных документов, порядок их перерыва и восстановления, как следует из требований п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, определяются по общеустановленным правилам в соответствии с требованиями процессуальных кодексов (ст. 321, ст. 322 АПК РФ, ст. 356, ст. 357 КАС РФ, ч. 4 ст. 1, ст. 432 ГПК РФ) и Закона об исполнительном производстве (ст. 21, ст. 22, ст. 23 данного закона). Так, по общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу; судебные приказы - в течение 3 лет со дня их выдачи. Сокращенный срок предусмотрен для исполнительных листов, выданных после восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению - три месяца (п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ, ч.1, ч. 1.1 ст. 356 КАС РФ, ч. 1, ч. 3 ст. 21 Закона об исполнительном производстве).
Согласно п. 2 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, исполнительные документы могут быть направлены для исполнения, как самим взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, так и судом по просьбе взыскателя. Отметим, что исполнительный лист может направляться судом на исполнение в соответствующий орган, в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (ч.. 3 ст. 428 ГПК РФ, ч. 3.1 ст.319 АПК РФ, ч. 5 ст.353 КАС РФ). При этом к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя. Примерные формы таких заявлений для случаев обращения взыскания на средства федерального бюджета утверждены приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н (см. образцы заявления для юридического лица и заявления для физического лица).
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (п. 5 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения соответствующих лицевых счетов (смотрите, например, Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н). На отдельных лицевых счетах в соответствии с действующим законодательством учитываются средства субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений, а также средства по обязательному медицинскому страхованию*(4).
Отметим, что на практике могут возникнуть сложности в случае предъявления исполнительных документов по месту открытия лицевого счета филиалу учреждения-должника. В ряде случаев суды признают правомерным отказ уполномоченных органов в принятии таких документов*(5). Однако, необходимо учитывать , что именно юридическое лицо, а не его филиал, вступает в правовые отношения в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета, поэтому зачастую суды приходят к выводу, что открытие должнику лицевого счета в управлении по месту нахождения филиала не препятствует обращению взыскателя с соответствующими исполнительными документами и не является основанием для возврата исполнительных документов без исполнения*(6).
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
а) непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ;
Отметим, что непредставление какого-либо документа может выражаться, например, в отсутствии заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены подлежащие взысканию денежные средства, либо доверенности (нотариально удостоверенной копии доверенности) или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, если заявление подписано представителем взыскателя и пр.
В случае если исполнительный документ поступает от суда и в комплекте документов имеется ходатайство взыскателя перед судом о направлении исполнительного документа на исполнение, в котором указаны реквизиты счета взыскателя необходимые для перечисления средств, подлежащих взысканию, исполнительный лист не подлежит возврату взыскателю по причине отсутствия заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (см. письмо Федерального казначейства от 06.10.2015 N 07-04-05/09-676).
б) несоответствие документов, указанных в п. 2 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, требованиям, установленным законодательством РФ;
в) отсутствие лицевого счета учреждения - должника в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ;
г) отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа);
д) указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте;
е) неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя;
ж) представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа (п. 3 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:
а) представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
б) представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
в) невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю (п. 4 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, см. также информацию Федерального казначейства от 20.04.2016 "О порядке организации исполнения").
Согласно п. 6 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. Форма такого уведомления утверждена приказом Федерального казначейства от 14.09.2018 N 260 "Об утверждении форм уведомлений по исполнению судебных актов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением" (далее - Приказ N 260).
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю либо в суд без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня поступления исполнительного документа (за исключением основания, установленного пп. "е" п. 3 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ) с указанием причины возврата.
Если в заявлении взыскателя указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее рабочего дня за днем поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя. Форма такого уведомления утверждена Приказом N 260. В случае непредставления взыскателем в течение 30 дней со дня получения уведомления о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает взыскателю документы, поступившие на исполнение, в соответствии с п. 3 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа учреждение - должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Оплата требований, содержащихся в исполнительных документах, может производиться с отдельного лицевого счета в пределах общего остатка средств без предоставления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-04-11/56190, от 29.08.2012 N 02-13-11/3407).
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении учреждением - должником указанного 30 дневного срока исполнения исполнительных документов, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Отметим, что приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника*(7).
По мнению представителей Минфина России, при определении даты приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в соответствии с абзацем 4 п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов должника, следует применять нормы гражданского законодательства РФ, регулирующие правила доставки юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), руководствуясь, в случае необходимости, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу (см. письмо от 22.07.2020 N 09-07-08/64259).
Буквальное содержание п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ позволяет органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов должника, в период приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, осуществлять списание по любым исполнительным документам, находящимся на исполнении независимо от того, что они не являлись основанием для приостановления расходования средств по счетам. Законодательством не урегулирована очередность оплаты исполнительных документов и решений налогового органа, одновременно находящихся на исполнении в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, должником по которым является одно и то же учреждение, лицевой счет которого открыт в данном органе. Очередность по исполнительным документам, установленная ст. 855 ГК РФ в таком случае не применяется*(8).
Операции по лицевым счетам учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении учреждением - должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника:
- документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа ;
- документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов;
- документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п.7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, учреждение - должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (п. 8 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
При нарушении учреждением - должником требований, установленных п. 8 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу, указанному в представленной им информации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает не позднее пятого рабочего дня, следующего за указанным должником днем осуществления ежемесячной выплаты, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением учреждения - должника и его структурных подразделений.
При полном исполнении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ (п. 9 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (п.10 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Отметим, что в отличие от правил п. 6 ст. 242.2 БК РФ это информирование необходимо для обеспечения взыскателю возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве*(9).
По мнению представителей Минфина России, при исчислении начала течения указанного трехмесячного срока следует исходить из даты приема исполнительного документа к исполнению, указанной в уведомлении о поступлении исполнительного документа (п. 6 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ), направляемого учреждению-должнику органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов должника (см. письмо от 22.07.2020 N 09-07-08/64259).
В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю учреждения - должника уведомление о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве (абзац третий п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ). Форма уведомления утверждена Приказом N 260.
Согласно п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями ч. 1 данной статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Законом 83-ФЗ не установлен порядок взаимодействия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника и судебных приставов-исполнителей в случае обращения взыскания на средства учреждений-должников в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Однако порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений" установлен приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства от 30.09.2013 N 308/218 (далее - Порядок), положения которого применяются при организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных и автономных учреждений (п. 10 Порядка).
В случае отсутствия лицевого счета учреждения-должника в органах Федерального казначейства, территориальный орган Федерального казначейства, в который предъявлен исполнительный документ, возвращает его взыскателю с указанием в исполнительном документе причин возврата и на основании п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ рекомендует обратиться в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для исполнения исполнительного документа в соответствии с Законом об исполнительном производстве (п. 2 Порядка).
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с учреждения-должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более 3 месяцев порядок действий следующий:
1. Территориальный орган Федерального казначейства в течение 10 дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве (п. 3 Порядка);
2. В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа орган Федерального казначейства возвращает ему исполнительный документ с отметкой о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органе Федерального казначейства. Закона об исполнительном производстве (п. 4 Порядка);
3. При поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства учреждения-должника без отметки органа Федерального казначейства, указанной в п. 4 Порядка, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Законом N 83-ФЗ (п. 5 Порядка).
При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения с указанной в п. 4 Порядка отметкой органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в течение 3 рабочих дней возбуждает исполнительное производство и организует исполнение исполнительного документа в соответствии с Законом об исполнительном производстве и направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, по месту обслуживания лицевых счетов бюджетного или автономного учреждения, требование об информировании судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения-должника по форме согласно приложению N 1 к Порядку. Указанное требование может быть направлено в электронном виде (с использованием ППО СУФД-онлайн) или любым другим способом, удостоверяющим его получение (в том числе заказным письмом или путем передачи под подпись непосредственно получателю) (п. 6 Порядка).
4. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий обслуживание лицевых счетов учреждения - должника, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления денежных средств на лицевой счет должника уведомляет судебного пристава-исполнителя по форме согласно приложению N 2 к Порядку с использованием ППО СУФД-онлайн или любым способом, удостоверяющим получение уведомления (в том числе заказным письмом или путем передачи под подпись непосредственно получателю (п. 7 Порядка).
5. При получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения - должника судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве выносит постановление, обязывающее бюджетное или автономное учреждение незамедлительно представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления взыскателю денежных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении у судебного пристава-исполнителя.
В постановлении указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который необходимо перечислить денежные средства, а также реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.
За неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя бюджетные или автономные учреждения привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ (п. 8 Порядка).
6. В случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в отношении учреждения-должника судебный пристав-исполнитель уведомляет в течение 3 рабочих дней об этом территориальный орган Федерального казначейства, в котором обслуживаются лицевые счета должника, с использованием ППО СУФД-онлайн или любым способом, удостоверяющим получение уведомления (в том числе заказным письмом или путем передачи под подпись непосредственно получателю.
Отметим, что нормативными актами публично-правовых образований могут устанавливаться особенности осуществления функций по исполнению судебных актов, по денежным обязательствам учреждений, а также утверждаться формы документов, используемых при выполнении данной функции*(10).
Учет и хранение исполнительных документов по денежным обязательствам государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений осуществляются в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ/ муниципального образования*(11).
Порядок действий при наличии у учреждения-должника лицевого счета, открытого в органах казначейства/ финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований и банковского счета в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации (далее - лицевой и банковский счет соответственно).
Законодательством прямо не установлен порядок действий казначейства (финансовых органов) и службы судебных приставов в подобном случае. Согласно правилу, установленному п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, в случае, если счета учреждению - должнику в соответствии с положениями ч. 1 данной статьи открыты банковские счета, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Порядок действий в таком случае будет зависеть от того, куда именно будет предъявлен исполнительный документ для исполнения.
Если исполнительный документ будет предъявлен в службу судебных приставов, руководствуясь положениями п. 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009 N 195, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производства и направить запрос в налоговый орган о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении банковских счетов судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств и в дальнейшем исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Отметим, что судебный пристав-исполнитель не может отказать в возбуждении исполнительного производства, если у него отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии у учреждения-должника банковских счетов*(12).
В случае отсутствия у учреждения-должника учреждения-должника банковских счетов, соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов должника в порядке, предусмотренном ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ*(13).
Отметим, что взыскатель вправе направить исполнительный документ непосредственно в банк или иную кредитную организацию (ст. 8 Закона об исполнительном производстве). В таком случае банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника. При этом, необходимо учитывать, что, исполнительный документ о взыскании денежных средств с учреждения не может исполняться за счет денежных средств поступивших во временное распоряжение учреждения- должника*(14).
Если исполнительный документ направлен в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, полагаем, независимо от наличия у учреждения банковских счетов, орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, обязан принять документы, поступивших на исполнение и исполнить их в порядке, предусмотренном ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Дело в том, что буквально из п. 2 Порядка следует, что в случае отсутствия лицевого счета бюджетного или автономного учреждения в органах Федерального казначейства, территориальный орган Федерального казначейства, в который предъявлен исполнительный документ, возвращает его взыскателю с указанием в исполнительном документе причин возврата и на основании п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ рекомендует обратиться в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для исполнения исполнительного документа в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
При этом, положениями ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не предусмотрена возможность возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, по причине наличия у учреждения-должника банковских счетов (п. 3 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Формально, при наличии у учреждения - должника лицевых счетов открытых в органах казначейства, орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, не вправе отказать в исполнении исполнительного документа за счет средств, находящихся на данных счетах по причине наличия у должника банковских счетов. И только в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев, взыскатель информируется о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в службу судебных приставов (п. 3 Порядка).
То есть порядок принудительного взыскания денежных средств, находящихся на расчетных счетах открытых в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях в данном случае является альтернативой, применяемой по волеизъявлению взыскателя, и не отменяет установленную для органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов учреждения-должника, обязанность исполнения документа в соответствии с требованиями ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ*(15).
/--------------------------------------------------------------------------------------\
|Исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных и автономных учреждений|
\--------------------------------------------------------------------------------------/
/-----------------/ | \---\
/------------------------------------------\ /---------------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| При наличии у учреждения-должника | | Взыскатель (его представитель) или суд | | В случае предъявления исполнительного документа |
| банковского счета, открытого в учреждении | | по просьбе взыскателя направляет | | в службу судебных приставов, судебный пристав- |
| Центрального банка РФ или кредитной | | исполнительный документ вместе с документами, | | исполнитель обязан возбудить исполнительное |
| организации, взыскатель вправе направить | | указанными в п. 2 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, | | производство и направить запрос в налоговый орган|
| исполнительный документ непосредственно | | в орган, осуществляющий открытие и ведение | | о наличии у должника счетов в учреждениях Банка |
| в банк или иную кредитную организацию. | | лицевых счетов должника (территориальный | | России или в кредитных организациях |
| В таком случае банк/кредитная организация,| | орган Федерального казначейства/финансовый | \--------------------------------------------------/
| обслуживающие счета должника, | | орган субъекта РФ (муниципалитета)). | | \-----\
| исполняют содержащиеся в исполнительном | | По общему правилу, срок предъявления исполнительных| /-------------------------------\ /---------------------------------------\
| документе требования самостоятельно | | листов - в течение 3 лет со дня вступления | | При отсутствии у учреждения- | | При установлении банковских счетов |
\-------------------------------------------/ | судебного акта в законную силу; | | должника банковских счетов, | | судебный пристав-исполнитель проверяет |
| приказов - в течение 3 лет со дня их выдачи. | |исполнительный документ подлежит| | наличие на них денежных средств и в |
| Сокращенный срок - 3 месяца - предусмотрен | | исполнению в порядке, | | дальнейшем исполнение исполнительного |
| для исполнительных листов, выданных после | | предусмотренном ч. 20 ст. 30 | | документа производится в соответствии |
| восстановления пропущенного срока для | | Закона N 83-ФЗ | |с Законом об исполнительном производстве|
| предъявления исполнительного листа к исполнению | | | | |
\----------------------------------------------------/ \--------------------------------/ \----------------------------------------/
| |
/--------------------------------------------------------------\
|Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника|
\----------------------------------------------------------------/
/-----------------------------------/ | \----------------\
/---------------------------------------------------\ /-----------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| В течение 5 рабочих дней со дня поступления | | Не позднее 5 рабочих дней после получения| | Если в заявлении взыскателя указаны неверные |
| исполнительного документа возвращает без исполения | | исполнительного документа направляет | | реквизиты его банковского счета, не позднее |
| взыскателю либо в суд исполнительные документы | | учреждению- должнику уведомление о | | рабочего дня за днем поступления соответствующей|
|со всеми поступившими приложениями к ним с указанием| | поступлении исполнительного документа | | информации уведомляет взыскателя о представлении |
| причины возврата при наличии оснований, указанных | | и о дате его приема к исполнению | |уточненных реквизитов банковского счета взыскателя|
| в п.п. 3 и 4 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ | | с приложением заявления взыскателя | \--------------------------------------------------/
| (за исключением неверного указания в заявлении | \------------------------------------------/ |
| реквизитов банковского счета взыскателя) | | |
\----------------------------------------------------/ | |
/----------------------------------------\ /------------------------------------------------\
| Учреждение-должник после получения | | В случае непредставления уточненных реквизитов |
|уведомления о поступлении исполнительного| |банковского счета взыскателя в течение 30 дней со|
| документа | | дня получения вышеуказанного уведомления |
\-----------------------------------------/ | возвращает взыскателю документы, поступившие |
| | | на исполнение |
| | \-------------------------------------------------/
/-------------------------------------------\ \-------------\
| При наличии денежных средств для исполнения| /------------------------------------------------\
| исполнительных документов самостоятельно | | При отсутствии/недостаточности денежных |
| определяет, с какого лицевого счета/ | |средств для исполнения исполнительных документов |
|лицевых счетов должника должно производиться| \-------------------------------------------------/
| списание средств | |
\--------------------------------------------/ |
| |
/----------------------------------------------------------\ /-----------------------------------------------------\
| В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления | | Обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие|
| о поступлении исполнительного документа представляет | | и ведение лицевых счетов должника, не позднее |
| в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов | | следующего рабочего дня после дня поступления средств|
| должника, распоряжение о совершении казначейского платежа,| | на определенный учреждением лицевой счет должника |
| платежный документ на перечисление средств для полного/ | | распоряжение о совершении казначейского платежа, |
| частичного исполнения исполнительного документа | |платежный документ на перечисление средств для полного|
\-----------------------------------------------------------/ | или частичного исполнения исполнительного документ |
| \------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------\ | |
| при полном исполнении орган, осуществляющий | да /----------------------------------------------------------\
| открытие и ведение лицевых счетов должника, -----------------| Учреждение-должник исполнило исполнительный документ в срок|
|направляет исполнительный документ с отметкой| \------------------------------------------------------------/
|о размере перечисленной суммы в суд, выдавший| нет | нет | \----------------------------\нет
| исполнительный документ | /-----------------------------------\ /------------------------------------------\ /--------------------------------------------\
\---------------------------------------------/ | исполнительный документ не исполнен| | при нарушении срока ежемесячной выплаты, | | при невозможности осуществления взыскания |
| в течение 30 рабочих дней со дня | | если выплаты по исполнению исполнительного| | в течение трех месяцев в связи с отсутствием|
| получения уведомления о поступлении| | документа имеют периодический характер | | на лицевых счетах должника денежных средств |
| исполнительного документа | \-------------------------------------------/ \---------------------------------------------/
\------------------------------------/ | |
| | |
/---------------------------------------------\ /---------------------------------------------\ /---------------------------------------------\
| орган, осуществляющий открытие и ведение | | не позднее пятого рабочего дня, следующего | | орган, осуществляющий открытие и ведение |
| лицевых счетов должника, приостанавливает | | за днем осуществления ежемесячной выплаты, | | лицевых счетов должника, в течение 10 дней |
| до момента устранения нарушения осуществление| | орган, осуществляющий открытие и ведение | | со дня истечения трехмесячного срока |
| операций по расходованию средств на всех | | лицевых счетов должника, приостанавливает | | информирует об этом взыскателя, а также |
|лицевых счетах должника, включая лицевые счета| | до момента устранения нарушения осуществление| | о возможности отзыва исполнительного |
| его структурных (обособленных) подразделений,| | операций по расходованию средств на всех | |документа и предъявления его в территориальный|
| открытые в данном органе, с уведомлением | | лицевых счетах должника, включая лицевые | | орган Федеральной службы судебных приставов |
| должника и его структурных (обособленных) | | счета его структурных (обособленных) | | для организации принудительного исполнения |
| подразделений | | подразделений, открытые в данном органе, | | в соответствии с требованиями Закона |
\----------------------------------------------/ | с уведомлением учреждения-должника и его | | об исполнительном производстве |
| структурных подразделений | \----------------------------------------------/
\----------------------------------------------/
______________________________
*(1) См. также Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных и автономных учреждений.
*(2) См. Определение Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 309-КГ17-4040, Постановление АС Поволжского округа от 11 марта 2021 г. N Ф06-265/21.
*(3) См. также ответ на Вопрос: Как исполняются судебные акты, в которых с казенного, бюджетного (автономного) учреждения - должника взысканы денежные средства в иностранной валюте? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.), ответ на Вопрос: Возможна ли выплата сумм по исполнительному документу наличными денежными средствами? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.),
*(4) См. также Энциклопедия решений. Счета организаций бюджетной сферы.
*(5) См. Постановление Шестнадцатого ААС от 6 июля 2016 г. N 16АП-1542/16, Постановление Двенадцатого ААС от 27 ноября 2017 г. N 12АП-10013/17.
*(6) См. Определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 302-КГ18-20492, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2018 г. N Ф02-3679/18, Постановление Четвертого ААС от 5 декабря 2018 г. N 04АП-6037/18.
*(7) См. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2246/20, Постановление АС Поволжского округа от 7 октября 2016 г. N Ф06-12726/16, Постановление Одиннадцатого ААС от 2 апреля 2021 г. N 11АП-3052/21.
*(8) См. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2246/20.
*(9) См. Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 308-ЭС18-25760.
*(10) См. Распоряжение Комитета финансов Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 г. N 67-р "Об утверждении Административного регламента Комитета финансов Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению исполнения судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Санкт-Петербурга, на средства бюджетных и автономных учреждений Санкт-Петербурга, ведению учета и осуществлению хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением", Приказ Министерства финансов Омской области от 24 ноября 2010 г. N 76 "О Порядке организации работы в Министерстве финансов Омской области по исполнению требований исполнительных документов и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений Омской области и автономных учреждений Омской области".
*(11) См. приказ Федерального казначейства от 20.12.2018 N 41н, Приказ Финансового управления администрации Асбестовского городского округа Свердловской области от 18 января 2017 г. N 5 "Об утверждении Порядка ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов, решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов и иных документов, связанных с их исполнением, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений Асбестовского городского округа", Приказ Управления финансов Липецкой области от 8 декабря 2017 г. N 267 "Об утверждении Порядка учета и хранения управлением финансов Липецкой области исполнительных документов, решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства областных бюджетных учреждений, областных автономных учреждений и средства областного бюджета по денежным обязательствам областных казенных учреждений, лицевые счета которых открыты в управлении финансов Липецкой области, и документов, связанных с их исполнением" (с изменениями и дополнениями), Постановление Министерства финансов Астраханской области от 22 февраля 2018 г. N 7-п "О порядке учета и хранения исполнительных листов, судебных приказов, решений налоговых органов и иных документов, связанных с их исполнением, поступивших на исполнение в министерство финансов Астраханской области" (с изменениями и дополнениями)).
*(12) См. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 9 января 2020 г. N Ф08-11490/19, Постановление АС Северо-Западного округа от 15 марта 2016 г. N Ф07-2442/16, Постановление АС Поволжского округа от 4 марта 2016 г. N Ф06-6244/16.
*(13) См. П. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31 января 2020 г. N Ф02-6908/19, Постановление Шестнадцатого ААС от 22 апреля 2016 г. N 16АП-1083/16, Определение Верховного Суда РФ от 16 августа 2016 г. N 308-КГ16-10196.
*(14) См. Постановление АС Северо-Западного округа от 13 февраля 2017 г. N Ф07-12387/16, Постановление АС Северо-Западного округа от 18 апреля 2016 г. N Ф07-2321/16, Постановление АС Поволжского округа от 19 мая 2016 г. N Ф06-8679/16.
*(15) См. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2246/20, Постановление АС Уральского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф09-8022/18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.