Учет расходов на амортизацию основных средств (для госсектора)
Организация госсектора начисляет амортизацию по основным средствам. Как оформляется и отражается эта операция в бухгалтерском и налоговом учете?
Бухгалтерский учет
Амортизация - это отдельный вид материальных расходов. Суть амортизации основных средств состоит в том, что стоимость имущества списывается на расходы организации госсектора не сразу, а постепенно, в течение срока полезного использования этого имущества.
Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата (п. 84 Инструкции N 157н).
В свою очередь сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях.
Срок полезного использования объектов основных средств в целях их принятия к учету и начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции N 157н.
Сбор информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету, осуществляется на счете 104 00 "Амортизация".
Порядок начисления амортизации на объекты основных средств в зависимости от их стоимости приведен в таблице:
Основные средства - недвижимое имущество учреждения | Основные средства - движимое имущество учреждения, за исключением библиотечного фонда | Библиотечный фонд | |
Амортизация не начисляется | - | По объектам стоимостью до 3 000 руб. включительно | - |
Амортизация начисляется в размере 100 % при принятии к учету по факту государственной регистрации прав в соответствии с законодательством РФ | По объектам стоимостью до 40 000 руб. включительно | - | - |
Амортизация начисляется в размере 100 % при выдаче в эксплуатацию | - | По объектам стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно | По объектам стоимостью до 40 000 руб. включительно |
Амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации | По объектам стоимостью свыше 40 000 руб. |
Амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (п. 86 Инструкции N 157н).
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.
Особый порядок расчета амортизации в случае изменения срока полезного использования основных средств, в том числе в связи с проведенной достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, частичной ликвидацией, определен абзацами 2-4 п. 85 Инструкции N 157н. Так, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования.
Начисление амортизации не приостанавливается в течение всего срока полезного использования амортизируемого объекта кроме случаев перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 85 Инструкции N 157н).
В том случае, если на момент принятия к учету объекта срок его фактической эксплуатации превышает срок полезного использования, рассчитанный в общеустановленном порядке, амортизацию по данному объекту следует начислить единовременно в размере 100% балансовой стоимости в следующем месяце после принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции N 157н).
Следует учитывать, что на объекты основных средств с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну (п. 94 Инструкции N 157н).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения основного средства в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладатель) при принятии к учету такого объекта, поступившему на праве оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны. Учреждение - получатель расчет и единовременное начисление суммы амортизации производит на основании данных о первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции N 157н.
В соответствии с п. 88 Инструкции N 157н начисленная по объектам нефинансовых активов амортизация отражается в бухгалтерском учете путем накопления на соответствующих счетах аналитического учета с отражением бухгалтерских записей в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.
Как правило, начисление амортизации на объекты основных средств отражается по дебету счета 0 401 20 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту счета 0 104 00 000 "Амортизация".
В то же время расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, непосредственно использованных при создании (изготовлении) объектов нефинансовых активов за счет собственных ресурсов (хозяйственным способом), обоснованно могут учитываться в составе вложений в нефинансовые активы при формировании первоначальной (фактической) стоимости создаваемого (изготавливаемого) объекта (см., например, п. 62 Инструкции N 157н). В этом случае начисление амортизации может быть отражено бухгалтерской записью по дебету счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту счета 0 104 00 000 "Амортизация".
Основные средства не могут быть приняты к учету по кодам вида финансового обеспечения (деятельности) 5 и 6 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Соответственно амортизация основных средств также не может накапливается на счетах 5 104 000 и 6 104 000.
Типовые коресспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение *(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Начисление амортизации на объекты основных средств: | ||||
1.1 | КРБ | КРБ КРБ КРБ | 0 401 20 271 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), (0 104 30 000), | - с отнесением на финансовый результат текущего года |
1.2 | КРБ | КРБ КРБ | 0 109 00 271 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), | - с отнесением на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) |
2. | Отражение суммы ранее начисленной амортизации при безвозмездном получении основного средства: | ||||
2.1 | КРБ | КРБ КРБ | - в рамках движения основных средств между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС), а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета; | ||
2.2 | 0 304 04 310 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), (0 104 30 000), | - при получении объектов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами); | ||
2.3 | КДБ | КРБ КРБ | - в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов | ||
2.4 | КДБ | КРБ КРБ | - в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их безвозмездном получении от государственных и муниципальных организаций | ||
2.5 | 0 401 10 180 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), (0 104 30 000), | - при безвозмездном получении, а также при закреплении за бюджетным (автономным) учреждением права оперативного управления | ||
2.6 | КРБ | КРБ КРБ | Расчет и единовременное начисление учреждением сумм амортизации по объектам, поступившим из состава казны на дату принятия объектов к учету | ||
3 | Отражение суммы ранее начисленной амортизации при поступлении основного средства в состав имущества казны: | ||||
3.1 | КРБ | КРБ КРБ | - принятие к учету сумм амортизации объектов, начисленных на дату их включения в состав имущества казны | ||
3.2 | КДБ | КРБ КРБ | - в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов | ||
3.3 | КРБ | КРБ КРБ | - в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС), а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета | ||
3.4 | КДБ | КРБ КРБ | - в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при получении от государственных и муниципальных организаций | ||
4. | Переоценка начисленной амортизации: | ||||
4.1 | гКБК | КРБ КРБ | 0 401 30 000 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), | - на сумму положительной переоценки - дооценки |
4.2 | КРБ КРБ | гКБК |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), | 0 401 30 000 | - на сумму отрицательной переоценки - уценки |
5 | Списание (передача) ранее начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств: | ||||
5.1 | КРБ КРБ | КРБ | - в рамках передачи основных средств между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС), а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета; | ||
5.2 |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), | 0 304 04 310 | - при передаче объектов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами); | ||
5.3 | КРБ КРБ | КРБ | в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным (муниципальным) организациям | ||
5.4 |
(0 104 20 000), | 0 401 20 241 | - при передаче объектов учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) | ||
5.5 | КРБ КРБ | КРБ | в рамках передачи организациям, за исключением государственных и муниципальных | ||
5.6 | КРБ КРБ | КРБ | в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов | ||
5.7 | КРБ КРБ КРБ | КРБ КРБ |
(0 104 10 000), (0 104 20 000), |
(0 101 10 000), (0 101 20 000), | списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств при их реализации, выбытии, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям |
5.8 | КРБ | КРБ | списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств - предметов лизинга | ||
6. | Отражение ранее начисленной по амортизируемым объектам имущества казны суммы амортизации при выбытии НФА из состава имущества казны: | ||||
6.1 | КРБ | КРБ | в рамках передачи учреждениям, подведомственным одному ГРБС (РБС),а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета | ||
6.2 | КРБ | КРБ | в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям | ||
6.3 | КРБ | КРБ | - в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных бюджетов бюджетной системы РФ | ||
6.4 | КРБ | КРБ | - при выбытии объекта, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Указанная корреспонденция положениями Инструкции N 162н не предусмотрена, поэтому при необходимости ее следует закрепить в учетной политике, с соблюдением требований абзаца 20 п. 2 Инструкции N 162н.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
Аналитический учет начисленной амортизации объектов нефинансовых активов ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035) (п. 90 Инструкции N 157н).
В свою очередь операции по амортизации нефинансовых активов отражаются в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 91 Инструкции N 157н).
Данные о начисленных суммах амортизации по объектам основных средств фиксируются в Инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031), Инвентарных карточках группового учета нефинансовых активов (код формы 0504032).
Пример заполнения Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071)
Примеры заполнения Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031)
Пример заполнения Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В налоговом учете суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).
К основным средствам для целей налогообложения прибыли относится часть имущества, которая используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Чтобы объект основных средств признать амортизируемым имуществом, он должен отвечать требованиям, которые приведены в п. 1 ст. 256 НК РФ:
1) принадлежать организации на праве оперативного управления (за некоторыми исключениями, которые предусмотрены главой 25 НК РФ);
2) использоваться для извлечения дохода;
3) срок полезного использования должен превышать 12 месяцев;
4) первоначальная стоимость должна составлять более 100 000 руб. (до 1 января 2016 года - более 40 000 руб.).
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (см. также письма Минфина России от 09.08.2016 N 03-03-06/1/46664, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285). При этом в целях подтверждения правомерности начисления амортизации необходимо наличие документов, подтверждающих факт ввода имущества в эксплуатацию (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 N Ф01-9270/13).
Перечень имущества, которое не амортизируется, установлен п. 2 ст. 256 НК РФ. В частности, не амортизируется:
- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
- имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, за исключением имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;
- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;
- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент их приобретения;
- имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22, 23 и 30 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также имущество, указанное в подпунктами 6 и 7 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В отдельных случаях амортизация имущества приостанавливается. Это касается ситуаций, когда оно фактически не используется организацией в целях извлечения прибыли. Не амортизируются основные средства (п. 3 ст. 256 НК РФ):
- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ;
- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта на консервации;
- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода;
- зарегистрированные в Российском международном реестре судов на период нахождения их в этом реестре.
Если амортизируемое имущество организация использует частично и (или) определенное время оно находится в простое (без консервации), амортизация по нему не приостанавливается (см. письма Минфин России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9224, от 07.09.2012 N 03-03-06/2/100, от 25.01.2011 N 03-03-06/1/24, от 09.04.2010 N 03-03-06/1/246, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/141, от 27.02.2009 N 03-03-06/1/101 и УФНС России по г. Москве от 20.10.2009 N 16-15/109549, а также постановления ФАС Московского округа от 21.07.2011 N Ф05-6759/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 N Ф04-1948/2009(4045-А75-49), Ф04-1948/2009 (4043-А75-49), ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-7348/09-С3).
Также нужно учитывать случаи, когда имущество фактически не используется, но его наличие необходимо для обеспечения безопасности производственного процесса. По таким объектам организация также вправе начислять амортизацию (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2007 N А26-12006/2005-25).
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 259 НК РФ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы на приобретение ЭВМ признаются материальными затратами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 19.03.2013 N 03-03-06/1/8425).
В письме Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50222 разъяснено, что п. 6 ст. 259 НК РФ установлены условия, при которых организации осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации:
- наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
Электронная версия реестра организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (см. письмо ФНС России от 25.02.2015 N ГД-4-3/2883@). По мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15513, положения п. 6 ст. 259 НК РФ не распространяются на организации, оказывающие услуги (выполняющие работы) только по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), разработанных третьим лицом.
На основании п. 4 ст. 256 НК РФ амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ, учитывается при определении налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Пример 1
Начисление амортизации на объект основного средства в казенном учреждении.
Казенное учреждение ввело в эксплуатацию основное средство - телевизор первоначальной стоимостью 49 980 рублей. Срок полезного использования объекта - 7 лет (84 месяца).
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, | Содержание операции |
КРБ 1 101 34 310 | КРБ 1 106 31 310 | 49 980,00 | Телевизор принят к учету в составе основных средств |
КРБ 1 401 20 271 | КРБ 1 104 34 410 | 595,00 (49 980 : 84 месяца) | Начислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету (ежемесячно, до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия) |
Пример 2
Начисление амортизации в бюджетном (автономном) учреждении на объект основного средства, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и используемого в такой деятельности.
Бюджетное (автономное) учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело оборудование (иное движимое имущество) стоимостью 141 600 руб. (в том числе НДС - 21 600 руб.). Срок полезного использования объекта - 10 лет (120 месяцев). Имущество будет использоваться в приносящей доход деятельности - для осуществления операций, облагаемых НДС. Согласно учетной политике учреждения расходы на амортизацию учитываются при формировании себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в составе общехозяйственных расходов. Для целей налогового учета амортизация начисляется линейным способом.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 506 10 310 | 2 502 11 310 | 2 506 10 310 | 2 502 11 310 | 141 600,00 | Приняты обязательства на текущий финансовый год в сумме заключенного договора |
2 502 11 310 | 2 502 12 310 | 2 502 11 310 | 2 502 12 310 | 141 600,00 | Приняты денежные обязательства |
2 106 31 310 | 2 302 31 730 | 2 106 31 000 | 2 302 31 000 | 120 000,00 | Стоимость оборудования учтена в качестве вложений в основное средство - иное движимое имущество учреждения (без учета НДС) |
2 302 31 830 | 2 201 11 610 Увеличение (310 КОСГУ) | 2 302 31 000 | 2 201 11 000 Увеличение (310 КОСГУ) | 141 600,00 | Произведена оплата за поставку оборудования |
2 210 12 560 | 2 302 31 730 | 2 210 12 000 | 2 302 31 000 | 21 600,00 | Отражена сумма "входного" НДС |
2 303 04 830 | 2 210 12 660 | 2 303 04 000 | 2 210 12 000 | 21 600,00 | НДС принят к вычету |
2 101 34 310 | 2 106 31 310 | 2 101 34 000 | 2 106 31 000 | 120 000,00 | Оборудование принято к учету в составе основных средств |
2 109 80 271 | 2 104 34 410 | 2 109 80 271 | 2 104 34 000 | 1 000,00 (120 000 : 120 месяцев | Начислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету (ежемесячно, до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия) |
В налоговом учете в данном случае амортизация будет начисляться аналогичным образом.
Пример 3
Начисление амортизации в бюджетном (автономном) учреждении по основному средству, приобретенному за счет средств субсидии на выполнение госзадания.
Бюджетное (автономное) учреждение вводит в эксплуатацию особо ценное имущество - микроавтобус стоимостью 5 947 200 рублей (в том числе НДС - 907 200 рублей). Срок полезного использования - 7 лет (84 месяца). Микроавтобус планируется использовать в деятельности по выполнению госзадания. Согласно учетной политике учреждения суммы амортизации в бухгалтерском учете списываются на расходы учреждения.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 101 25 310 | 4 106 21 310 | 4 101 25 000 | 4 106 21 000 | 5 947 200 | Микроавтобус принят к учету в составе основных средств |
4 401 20 271 | 4 104 25 410 | 4 401 20 271 | 4 104 25 000 | 70 800 (5 947 200 : 84 месяца | Начислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету (ежемесячно, до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия) |
Учет расходов на амортизацию основных средств (для госсектора)
Организация госсектора начисляет амортизацию по основным средствам. Как оформляется и отражается эта операция в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Сотрудники ГАРАНТ: Бюджетная сфера:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии компании "Гарант":
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Г. Гурашвили, консультант-эксперт
О. Емельянова, консультант-эксперт
Т. Толмачева, консультант-эксперт
Р. Гурашвили, консультант-эксперт
К. Панина, консультант-эксперт
Е. Шубенкина, консультант-эксперт
Р. Ибатуллина, консультант-эксперт
Е. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
ГАРАНТ: Бюджетная сфера. Центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Устное и письменное консультирование.
2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.
3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.
4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.
5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.
6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).
7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.
8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.
9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.
10. Программы повышения квалификации.
11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне ("Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений"; "Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита", "Модели налогового учета в учреждениях высшего образования", "Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета" и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.