Профмероприятия трудовой инспекции. Профилактический визит
Смотрите в этом материале:
- кому обязательно нанесут визит;
Профилактический визит (далее - профвизит) является одним из видов профмероприятия, которое проводится инспектором в форме беседы по месту нахождения работодателя либо с помощью интернет-технологий: посредством мобильного приложения "Инспектор" или видео-конференц-связи (п. 7 ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон N 248-ФЗ), п. 31 и п. 34 Положения N 1230). В ходе профвизита работодатель информируется об обязательных требованиях трудового законодательства, о соответствии работодателя критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах и частоте проводимых трудовой инспекцией проверок, исходя из категории риска работодателя.
Для ГИТ проведение профилактических визитов является обязательным (ч. 2 ст. 45 Закона N 248-ФЗ), а вот для работодателей частью 3 ст. 52 Закона N 248-ФЗ установлены две категории профилактических визитов - обязательные (отказаться от них нельзя, а фактический отказ влечет серьезные негативные последствия, включая внеплановое КНМ, см. п. 9 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ) и добровольные (по инициативе самого работодателя, который вправе затем отказаться от визита, см. ч. 6 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ).
Таким образом, профилактический визит не является проверочным мероприятием, поэтому по его итогам работодатель не может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ). Однако работодатель может получить предписание по итогам обязательного профвизита, если нарушения не устранены до окончания его проведения (ч. 13 ст. 52.1 Закона о N 248-ФЗ).
Записи о проведении профилактического визита вносятся в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 248-ФЗ, п. 1 приложения к Правилам формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604).
Обязательные профилактические визиты: категории работодателей
Роструд проводит обязательные профвизиты в отношении лишь некоторых категорий работодателей. Согласно ч. 1 ст. 52.1 Закона N 248-ФЗ, обязательные (и для Роструда, и для работодателя) профилактические визиты проводятся:
- в отношении работодателей, отнесенных к определенной категории риска (периодичность профвизитов установит Правительство РФ, см. п. 3 ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ), в настоящий момент п. 32 Положения N 1230 уточняет это требование Закона N 248-ФЗ, и предусматривает профилактические визиты в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска (подробнее о категориях риска см. в отдельном материале). Представляется, что до внесения уточняющих изменений в Положение N 1230 Роструд вправе проводить обязательные плановые профвизиты в отношении работодателей категории высокого риска не чаще 1 раза в год при условии, что плановое КНМ в отношении работодателя в том же году не проводится вообще (п. 2 ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ с учетом ч. 3 ст. 25);
- в отношении работодателей, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (по Перечню, который должен быть утвержден Правительством РФ в положении о виде контроля), не позднее 6 месяцев с даты представления такого уведомления. Отметим, что сейчас п. 32 Положения N 1230 предусматривает проведение обязательных профвизитов в отношении приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом - вне зависимости от присвоенной категории риска;
- по поручению - Президента РФ, премьер-министра или его зама, такое поручение, как правило, будет содержать указание на вид контроля и (или) перечень контролируемых лиц, а если нет, - то в целях организации исполнения такого поручения, согласно ч. 6 ст. 51.1 Закона N 248-ФЗ, принимается новое поручение, уже зампредом Правительства РФ, в котором должны быть указаны: вид контроля, в рамках которого проводятся обязательные профвизиты, предмет визитов, срок для проведения визитов, перечень контролируемых лиц (ч. 7 ст. 51.1 Закона N 248-ФЗ);
- а также в любых других случаях, которые покажутся целесообразным Правительству РФ (ч. 2 ст. 51.1 Закона N 248-ФЗ). Например, в 2023 - 2029 годах в связи с мораторием на проверки установлено, что в планы проведения плановых КНМ на 2023 - 2029 гг. не включаются плановые КНМ в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных медорганизаций, а также организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (п. 11.4 Постановления N 336, см. также письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218), но вместо планового КНМ в отношении таких садиков, школ, медорганизаций и т.д. в 2023 - 2029 годах может проводиться обязательный профилактический визит.
Если проведение профилактического визита невозможно (неважно, по вине работодателя или нет), инспектор труда в соответствии с ч. 11 ст. 51.1 Закона о N 248-ФЗ составляет Акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита, в том же порядке, что и для случаев невозможности проведения КНМ по вине работодателя (ч.10 ст. 65 Закона N 248-ФЗ). После этого Роструд - не позднее 3 месяцев с даты составления акта - может принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении того же работодателя (ч. 12 ст. 51.1 Закона N 248-ФЗ).
Необязательные профилактические визиты: категории работодателей
Необязательные профилактические визиты Роструд вправе организовать только в отношении некоторых категорий работодателей: согласно ч. 1 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ, профвизит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, только если такое лицо:
- либо относится к субъектам малого предпринимательства,
- либо является социально ориентированной некоммерческой организацией,
- либо является государственным или муниципальным учреждением.
Заявление о проведении профвизита ("приглашение") нужно подавать через портал Госуслуг, оно рассматривается в течение 2 недель (ч. 2 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ), и Роструд вправе отказать в таком визите (ч. 4 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ), если:
- работодатель успел отозвать свое приглашение (это можно сделать не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профмероприятия, см. ч. 6 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ),
- Роструд в течение полугода до приглашения уже пытался провести такой визит, но это оказалось невозможным по вине самого работодателя (например, его не оказалось по месту осуществления деятельности),
- Роструд в течение года до приглашения уже приходил к этому же работодателю с профилактическим (необязательным!) визитом,
- заявление составлено с отступлением от требований этики - содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Роструда либо членов их семей.
Отказ в проведении профвизита можно обжаловать тем же самым образом, что любые другие действия и решения ГИТ, то есть сначала в порядке обязательного досудебного обжалования, а затем - в суде (ч. 2 ст. 39, п. 5 ч. 2 ст. 40 Закона N 248-ФЗ).
При этом работодатель вправе отозвать свое заявление или прямо отказаться от такого визита, уведомив об этом трудовую инспекцию за 5 рабочих дней до даты его проведения (ч. 6 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ).
Форма уведомления об отказе работодателя от профвизита не установлена, поэтому оно составляется в свободной форме и направляется в трудовую инспекцию по адресу и способом, указанном непосредственно в уведомлении о визите по форме приложения N 2 к приказу Роструда от 14.03.2023 N 53.
Процедура профилактического визита
Инспектор, уполномоченный на проведение профвизита, определяется решением руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции о проведении профилактического визита (ч. 2 ст. 27 Закона N 248-ФЗ). Решение оформляется по форме приложения N 1 к приказу Роструда от 14.03.2023 N 53.
Дата профилактического визита, который проводится инспектором по инициативе работодателя (необязательного, инициативного), предварительно согласовывается (ч 3 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ), таким образом, работодатель точно знает день визита.
О дате обязательного профвизита работодатель может как предупреждаться заранее, так и нет, по усмотрению инспектора: Закон N 248-ФЗ не содержит ни обязанности, ни запрета на такое уведомление.
Срок обязательного профвизита - не более 10 рабочих дней, он может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний (ч 8 ст. 52.1 Закона N 248-ФЗ). Максимальный срок профвизита, который проводится по заявлению работодателя, законом не установлен. (Отметим, что в настоящее время, согласно п. 33 Положения N 1230, срок проведения профилактического визита не может превышать 8 часов, однако это ограничение может применяться только к инициативному профвизиту, но не обязательному).
Согласно ч 1 ст. 52 Закона N 248-ФЗ, п. 31 Положения N 1230 профилактический визит может проводиться на месте осуществления деятельности (очно) или же посредством связи: через видео-конференц-связь или или мобильное приложение "Инспектор". В первом случае инспектор приезжает на объект, в место осуществления деятельности, и на месте проводит профилактическую беседу с работодателем. Во втором случае инспектор и работодатель беседуют с использованием средств связи (смартфона).
О чем эта беседа?
- об обязательных требованиях, предъявляемых к работодателю,
- о том, как часто и какие КНМ могут проводиться, что будет проверяться во время этих КНМ,
- о присвоенной категории риска,
- о способах снижения этой категории (ч. 2 ст. 52 Закона N 248-ФЗ).
Кроме того, в ходе профилактического визита инспектор знакомится с объектом контроля, может собирать сведения, необходимые для его отнесения к категориям риска, а также - оценивает уровень соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона N 248-ФЗ).
Может ли инспектор в ходе профилактического визита заниматься консультированием (ст. 50 Закона N 248-ФЗ)? Закон не дает прямого ответа на этот вопрос, а п. 34 Положения N 1230 предусматривает консультирование в ходе профвизитов. Между тем, если именно во время консультирования инспектор узнал о каких-то несоответствиях обязательным требованиям, то он не может использовать эту информацию в целях оценки работодателя по вопросам соблюдения обязательных требований (ч. 7 ст. 50 Закона N 248-ФЗ), а ведь в ходе проведения профвизита инспектор как раз и обязан оценить уровень соблюдения ОТ. Таким образом, целесообразность проведения консультирования в ходе профвизита однозначно из положений Закона N 248-ФЗ не следует.
В ходе профилактического визита инспектор может проводить ряд контрольных (надзорных) действий (КНД), вид и количество которых зависит от вида визита - обязательный ли он или нет:
Вид КНД |
Обязательный профвизит |
Инициативный профвизит |
осмотр |
проводится |
не проводится |
истребование документов |
проводится |
не проводится |
отбор проб (образцов) |
проводится |
проводится только при согласии контролируемого лица |
инструментальное обследование |
проводится |
проводится только при согласии контролируемого лица |
испытание |
проводится |
проводится только при согласии контролируемого лица |
экспертиза |
проводится |
не проводится |
По итогам обязательного профвизита, согласно ч. 9 ст. 51.1 Закона о госконтроле, обязательно оформляется Акт о проведении обязательного профилактического визита (в порядке, предусмотренном ст. 90 Закона N 248-ФЗ для КНМ, по форме приложения N 3 к приказу Роструда от 14.03.2023 N 53). При этом Закон N 248-ФЗ не предусматривает составление никакого акта по итогам инициативного профвизита.
Однако, если во время профилактического визита инспектор установит, что работодатель представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, или такой вред (ущерб) уже причинен, инспектор обязан незамедлительно направить информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) инспекции для принятия решения о проведении внепланового контрольного мероприятия (ч. 4 ст. 45, ч. 10 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ). Наказание в этом случае последует по результатам контрольного мероприятия (например, внеплановой проверки) после составления акта, в которым будут зафиксированы выявленные нарушения (ч. 2 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
По окончании обязательного профилактического визита инспектор вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, если такие нарушения не устранены до окончания визита (ч. 13 ст. 51.1, ст. 90.1 Закона N 248-ФЗ), это предписание является обязательным к исполнению под угрозой административного наказания. Разъяснения и рекомендации, полученные работодателем в ходе инициативного профвизита, носят рекомендательный характер, а предписания выдавать запрещено (ч. 8, ч. 9 ст. 52.2 Закона N 248-ФЗ).
Однако по итогам любого профилактического визита работодателю можно объявить предостережение. Запрета на это нет - ведь основанием для его объявления ч. 1 ст. 49 Закона N 248-ФЗ называет сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований / признаках таких нарушений при отсутствии подтвержденного вреда или угрозы его причинения (хотя ни ст. 52 Закона N 248-ФЗ, ни пп. 31 - 34 Положения N 1230 не упоминают про объявление предостережений в связи с профилактическим визитом). При этом само предостережение не обязательно к исполнению - в отличие от предписания, - и на него можно возражать (ч. 4 ст. 49 Закона N 248-ФЗ, п. 23 Положения N 1230).
Тема
Проведение трудовой инспекцией профилактических мероприятий по соблюдению трудового законодательства
См. также
Оформление трудовой инспекцией результатов контрольных и профилактических мероприятий
Обжалование результатов контрольных и профилактических мероприятий трудовой инспекции
Формы документов
Уведомление об отказе от проведения профилактического визита государственной инспекции труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах