Выездная проверка трудовой инспекцией
Проведение выездной проверки осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 248-ФЗ и Положением N 1230.
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Выездная проверка проводится непосредственно по месту его нахождения (осуществления деятельности) работодателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ). Проверка работодателя может быть проведена сразу в выездной форме, если невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений в документах или объяснениях работодателя, либо не представляется возможным оценить соблюдение работодателем требований трудового законодательства без выезда к нему (ч. 3 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Выездная проверка начинается с предъявления инспектором служебного удостоверения. Образец служебного удостоверения государственного инспектора труда утвержден приказом Роструда от 14.12.2020 N 242. Также непосредственно перед началом выездной проверки руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя вручается под роспись заверенная печатью бумажная копия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также сообщается учетный номер проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (https://proverki.gov.ru) (ч. 7 ст. 73, ч. 9.1 ст. 98 Закона N 248-ФЗ). Решение о проведении выездной проверки оформляется по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (приложение N 7).
При этом до 1 января 2030 г. решение о проведении КНМ может не выноситься в виде отдельного документа, а оформляется простой записью о таком решении в ЕРКНМ (п. 11.12 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, см. письмо Минэкономразвития России от 28.08.2024 N ОГ-Д24-6064). В этом случае инспектором предъявляется выписка с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу ЕРКНМ с информацией об этом решении.
Проверка может проводиться только тем инспектором труда, который непосредственно указан в решении о проведении выездной проверки (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона N 248-ФЗ).
О проведении выездной проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Согласованию с органами прокуратуры подлежит только внеплановая выездная проверка, проводимая по основанию п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (по поступившей от различных источников информации о нарушении трудового законодательства) (ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, абз. 3 п. 49 Положения N 1230).
Вопреки распространенному мнению, при выездной проверке инспекторы труда не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и т.п. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменных объяснениях, а также проводит опрос работодателя или его представителя и иных лиц, заключающийся в получении от них устной информации, относящейся к предмету выездной проверки (ст. 78 - 80 Закона N 248-ФЗ).
При проведении выездной проверки в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов инспектором труда проводится осмотр, представляющий собой визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 76 Закона N 248-ФЗ).
Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". Кроме того фотосъемка, аудио- и видеозапись может применяться для фиксации выявленных нарушений (ч. 5 ст. 56, ч. 6 ст. 65 Закона N 248-ФЗ, п. 37 Положения N 1230).
Также в рамках выездной проверки может быть проведена экспертиза, заключающаяся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в целях оценки соблюдения работодателем обязательных требований трудового законодательства (ст. 84 Закона N 248-ФЗ).
Описанный порядок проведения выездных проверок не применяется при проведении трудовыми инспекторами административного расследования, которое проводится по правилам ст. 28.7 КоАП РФ, а также при проведении самостоятельного расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв.приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н (ч. 3 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
Работодатель обязан обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки. Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить бумажные копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя (ч. 2 и ч. 3 ст. 80 Закона N 248-ФЗ).
Законодательство не регламентирует срок, в течение которого работодатель обязан выполнить требование инспектора о предоставлении документов и информации в рамках проведения выездной проверки. В этом случае срок предоставления запрашиваемых документов устанавливается инспектором самостоятельно либо по согласованию с работодателем и указывается непосредственно в запросе (ч. 4 ст. 80 Закона N 248-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. При этом срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (ч. 7 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения N 1230).
Если же проведение выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки (например, не представит документы, не пустит инспектора на свою территорию и т.п.), государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки и принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ (ч. 10 и ч. 12 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). При этом привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию.
В таком случае трудовая инспекция вправе не позднее 3-х месяцев с даты составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия принять решение о проведении повторной выездной проверки работодателя без предварительного уведомления и без согласования с органами прокуратуры (ч. 11 ст. 65 Закона N 248-ФЗ). Поэтому проверка в любом случае будет проведена.
По результатам выездной проверки инспектор составляет акт по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (приложение N 14). Оформление акта производится на месте проведения выездной проверки в день её окончания (ч. 2 и ч. 3 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
Темы
Плановые контрольные мероприятия трудовой инспекции
Внеплановые контрольные мероприятия трудовой инспекции
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из трудовой инспекции
Решение о проведении трудовой инспекцией контрольного мероприятия (проверки)
Согласование трудовой инспекцией контрольных мероприятий с прокуратурой
Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении контрольного мероприятия
Осмотр, проводимый трудовой инспекцией при проведении контрольных мероприятий
Опрос, проводимый трудовой инспекцией при проведении контрольных мероприятий
Получение трудовой инспекцией письменных объяснений при проведении контрольных мероприятий
Истребование трудовой инспекцией документов
Экспертиза при проведении контрольных мероприятий трудовой инспекцией
Административное расследование, проводимое трудовой инспекцией
Формы документов
Сопроводительное письмо к документам, представляемым по требованию контрольного (надзорного) органа
Ходатайство о невозможности представления в установленный срок документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах