Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Белоруссии
Смотрите в этом материале:
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (статьи 11, 327.1 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, и получившее миграционную карту*(1), но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца. По общему правилу, данная категория лиц вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ после оформления патента (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Однако Белоруссия является государством - участником Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), а согласно п. 1 ст. 97 Договора на трудящихся государств-членов не распространяются ограничения по защите национального рынка труда, и им не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (см. также п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и РБ о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998)). Соответственно, временно пребывающим в РФ гражданам Белоруссии для легальной работы в РФ патент не нужен.
Вследствие данного обстоятельства они, в частности, вправе работать на всей территории Российской Федерации, без учета территориальных ограничений, установленных для других категорий временно пребывающих в РФ лиц (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
В отношении граждан Белоруссии действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан"). В этой связи работодателю (заказчику) не требуется при приеме на работу указанных лиц получать специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). В этом случае гражданин Белоруссии должен представить документы, указанные в статьи 65, 327.3 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. На основании п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) документы об образовании, выдаваемые в Белоруссии, признаются в РФ без проведения установленных законодательством процедур их признания (за исключением случаев, когда иностранцы предполагают заниматься педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью) (см. также п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4). При этом работодатель вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы ПФР "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Несмотря на статус временно пребывающего в РФ лица, гражданину Белоруссии нет необходимости представлять при трудоустройстве полис ДМС (см. письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823, а также разъяснения, опубликованные на Информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ": ответ 1, ответ 2).
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ).
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).
Вместе с тем, как уже упоминалось, в отношении граждан Белоруссии не действуют ограничения, установленные российским законодательством для защиты национального рынка труда, не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, в сфере трудоустройства они полностью приравнены к гражданам РФ (п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N4, ст. 7 Договора между РФ и РБ о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998), ст. 97, 98 Договора о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014)). Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ имеют приоритет над нормами российского законодательства. Соответственно, на наш взгляд, при заключении (а также расторжении) трудового договора с гражданином Республики Беларусь уведомлять о данном факте территориальный орган МВД России не требуется (см. также постановления Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19, от 07.06.2018 N 83-АД18-6).
Однако поскольку МВД России своей официальной позиции по рассматриваемому вопросу не разъясняло, зачастую работодатели предпочитают направить соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса, чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Такой подход представляется вполне оправданным.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см., соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной исключительно в тех случаях, когда иностранный гражданин проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
При наличии данных обстоятельств организация-работодатель обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать работнику (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Отметим, что согласно ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006) граждане Белоруссии, прибывшие в РФ, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 90 дней. Вместе с тем, данная норма адресована собственно иностранцам и не содержит упоминания принимающей стороны. Данное обстоятельство, на наш взгляд, в случае нарушения семидневного срока постановки на учет создает гипотетическую возможность привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штрафы для юрлиц от 400 000 до 500 000 руб.).
Хотя следует признать, что на сегодняшний день в подобных случаях судебные инстанции склонны к расширительному толкованию закона и распространяют действие 90-дневного срока в том числе и на принимающую сторону: см. постановление Октябрьского райсуда ХМАО от 31.10.2019 по делу N 5-86/2019, решение Сосновского райсуда Тамбовской области от 01.04.2019 по делу N 12-16/2019.
Также нужно учитывать, что указанный 90-дневный срок отсчитывается с даты въезда иностранца на территорию РФ. В ситуации, когда он пребывает в РФ дольше указанного срока (например, работал у другого работодателя), постановка на учет по новому месту пребывания в любом случае должна быть осуществлена в течение семи рабочих дней.
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) граждане Белоруссии вправе не оформлять миграционную карту при въезде в Россию, однако в отсутствие вида на жительство или разрешения на временное проживание они все равно будут иметь статус временно пребывающих в РФ лиц.
Тема
Условия осуществления трудовой деятельности временно пребывающими в РФ безвизовыми иностранцами
См. также
Особенности выплаты заработной платы работникам - иностранцам
Трудоустройство временно проживающего (РВП) гражданина Белоруссии
Трудоустройство постоянно проживающего в РФ (вид на жительство) гражданина Белоруссии
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах