Увольнение в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу
Смотрите в этом материале:
- понятия призыва на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу;
Необходимость увольнения работника в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
Согласно п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу трудовой договор с ним подлежит прекращению. Как следует из статьи 83 ТК РФ, в такой ситуации увольнение осуществляется независимо от воли сторон. На наш взгляд, стороны трудовых отношений не могут проигнорировать императивное требование закона о прекращении трудового договора и сохранить трудовые отношения на период прохождения работником военной или альтернативной гражданской службы. Однако в разъяснениях специалистов Роструда можно встретить и другую точку зрения. Например, в некоторых консультациях на портале "Онлайнинспекция.РФ" чиновники указывают на возможность предоставления работнику на период прохождения им службы отпуска без сохранения заработной платы.
Понятия призыва на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) призыв на военную службу является одним из элементов воинской обязанности граждан РФ. Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона N 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Перечень таких категорий граждан приведен в статьях 23 и 24 Закона N 53-ФЗ. Сроки призыва определяются статьей 25 Закона N 53-ФЗ. Эта же норма устанавливает, что призыв осуществляется на основании указа Президента РФ.
Категория граждан |
Сроки призыва |
граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Перечень указанных районов и местностей определяется Генеральным штабом ВС РФ |
с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Конкретные сроки определяются Генеральным штабом ВС РФ |
граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах |
с 15 октября по 31 декабря |
граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций |
с 1 мая по 15 июля |
прочие граждане |
с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря |
Помимо призыва граждан, не пребывающих в запасе, на срочную военную службу, законодательство предусматривает также и призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время (п. 2 ст. 1 Закона N 53-ФЗ). Так, согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. В Законе N 53-ФЗ формулировка "призыв на военную службу" обычно используется тогда, когда речь идет именно о срочной службе лиц, не пребывающих в запасе. Если же речь идет о призыве "запасников", то используется более четкая формулировка - "призыв на военную службу по мобилизации". В п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ говорится именно о "призыве на военную службу". Поэтому, хотя увольнение работников, призванных на военную службу по мобилизации, по данному основанию и представляется вполне логичным, с уверенностью констатировать наличие такой возможности затруднительно. Правоприменительная практика, которая могла бы прояснить данный вопрос, не сформирована ввиду отсутствия прецедентов проведения мобилизации.
Вполне определенно можно утверждать, что законодательство отделяет прохождение военной службы по призыву от добровольного прохождения военной службы на контрактной основе (см. п. 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ). Таким образом, поступление гражданина на военную службу по контракту не является основанием для прекращения с ним трудового договора по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ (определение Рязанского областного суда от 13.07.2016 N 33-1674/2016). Это в полной мере касается и тех ситуаций, когда лица, получившие высшее или среднее профессиональное образование, поступают на военную службу по контракту в качестве альтернативы службе по призыву (определения Свердловского областного суда от 14.12.2018 N 33-21802/2018, Тульского областного суда от 28.06.2018 N 33-2201/2018).
Закон также разделяет такие понятия, как призыв на военную службу и призыв на военные сборы (см. п. 1 ст. 1 Закона N 53-ФЗ). Призыв работника на военные сборы не является основанием для прекращения с ним трудовых отношений.
Для отдельных категорий граждан, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Закон N 113-ФЗ), военная служба по призыву может быть по их желанию заменена альтернативной гражданской службой, которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства и регулируется трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных Законом N 113-ФЗ (ст. 1 Закона N 113-ФЗ).
Хотя в п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ нет прямых уточнений на этот счет, по смыслу закона речь в ней идет о призыве работника на военную службу или направлении его на альтернативную военную службу в Российской Федерации на основании российского законодательства. Возможность применения п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ в случае призыва работника на службу в армию иностранного государства представляется сомнительной. Из этого, в частности, следует, что иностранные граждане не могут быть уволены по данному основанию, поскольку они могут поступить на военную службу в РФ только по контракту (п. 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ).
Основание и дата увольнения работников в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную службу
К сожалению, законодатель не уточнил, какое именно из мероприятий, связанных с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу, должно послужить основанием для прекращения трудового договора. Поэтому на сегодняшний вопрос о порядке определения даты увольнения работника по данному основанию представляется неочевидным.
Дело в том, что призыв является достаточно растянутым по времени и многоступенчатым мероприятием. Так, согласно п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
- явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
- явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Из этой нормы следует, что призыв на военную службу можно считать завершенным только с момента начала указанной службы. В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона N 53-ФЗ началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового. А согласно пп. "а" п. 5 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, воинское звание рядового присваивается при убытии из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Соответственно, наиболее логичным было бы считать датой увольнения работника дату отправки к месту прохождения службы (потому что только с этого момента можно говорить о том, что работник призван на службу и возникло обстоятельство, обуславливающее необходимость его увольнения), а в качестве основания для увольнения следовало бы использовать документ, который бы подтверждал факт призыва и содержал дату начала службы.
Однако следование такому подходу означает, что работодатель может начать процедуру увольнения лишь тогда, когда работник уже направится к месту прохождения службы, а значит, не будет иметь возможности ни предоставить работодателю подтверждающие его призыв документы (по крайней мере, в разумные сроки), ни лично присутствовать при увольнении. В целом такой подход значительно затрудняет увольнение работника.
Поэтому на практике чаще всего в качестве документа-основания для увольнения работника в связи с призывом на военную службу рассматривается повестка из военкомата о необходимости явиться в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, выдаваемая в соответствии с п. 16 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, и по форме 90203.11000, приведенной в том же постановлении (определения Свердловского областного суда от 14.12.2018 N 33-21802/2018, Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2017 N 33-2740/2017, решение Центрального районного суда г. Тулы Тульской области от 18.04.2018 N 2-858/2018). А в качестве даты увольнения используют дату, предшествующую дате явки в военкомат, указанной в повестке (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). При этом нередко специалисты указывают на возможность по соглашению сторон определить и более раннюю дату увольнения с учетом того, что работнику может потребоваться время на подготовку, а иногда и на проезд к военкомату. Однако, полагаем, настаивать на более раннем увольнении работник все же не вправе (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Отметим, что на иные мероприятия, связанные с призывом (на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии), работник в силу п. 2 ст. 26 Закона N 53-ФЗ также вызывается повесткой, выдаваемой по той же форме. Такие повестки в любом случае не следует рассматривать в качестве основания для увольнения работника (см. определение Алтайского краевого суда от 21.09.2011 N 33-8107/2011).
Подход, в соответствии с которым увольнение работника в связи с призывом на военную службу осуществляется на основании повестки и не позднее указанной в ней даты явки в военкомат для отправки к месту прохождения службы, популярен на практике по причине его удобства для обеих сторон трудовых отношений. Тем не менее, он не лишен очевидных недостатков, которые могут повлечь негативные для работодателя последствия. Как уже было отмечено выше, выдача работнику повестки еще не свидетельствует о его призыве на военную службу и, более того, вообще не гарантирует, что призыв состоится. На практике нередки ситуации, когда призывник вместо поступления на службу отправляется домой даже непосредственно со сборного пункта. На наш взгляд, увольнение работника в связи с призывом, который в итоге не состоялся, нельзя признать законным, поскольку то обстоятельство, которое и обуславливает необходимость прекращения трудовых отношений, так и не наступило. Соответственно, в такой ситуации при наличии волеизъявления работника его придется восстановить на работе. При этом, как следует из части четвертой ст. 137 ТК РФ и п. 3 ст. 1109 ГК РФ, у работодателя не будет оснований для взыскания с работника выплаченного ему выходного пособия ввиду отсутствия недобросовестности в действиях работника (см. консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Выходное пособие можно будет лишь зачесть в счет оплаты вынужденного прогула (см. п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). А в том случае, если в дальнейшем работник вновь попадет под призыв, процедуру увольнения по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ необходимо будет повторить заново (см. консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Кроме того, при увольнении ранее даты начала военной службы работник фактически лишается зафиксированного в п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ права на сохранение за ним места работы и среднего заработка на время исполнения им обязанностей, связанных с призывом на военную службу.
На практике иногда возникают ситуации, когда работодатель узнает о призыве работника уже после того, как работник поступил на службу (а иногда и после ее окончания). Полагаем, что в таком случае дату увольнения работника следует определять именно исходя из даты начала службы. Соответствующую информацию можно, получить, например, из п. 6 военного билета.
Еще менее однозначно выглядит ситуация с увольнением работников, направленных на альтернативную гражданскую службу. В силу п. 3 ст. 10 Закона N 113-ФЗ на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане также вызываются повестками военного комиссариата. Однако на основании повестки о необходимости явки в военкомат для направления на альтернативную гражданскую службу гражданин обязан лишь явиться для получения под расписку предписания для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. И именно в указанные в предписании сроки гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы (п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ). Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании (п. 3 ст. 5 Закона N 113-ФЗ). Таким образом, информацию о моменте поступления гражданина на альтернативную гражданскую службу содержит не повестка, а именно предписание. Соответственно, именно этот документ логично рассматривать в качестве основания для увольнения гражданина, направленного на альтернативную гражданскую службу. Увольнение работника в связи с направлением на альтернативную гражданскую службу на основании повестки полагаем некорректным.
При этом прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется на основании трудового договора (см. п. 2 ст. 16 Закона N 113-ФЗ). Соответственно, на момент поступления на такую службу гражданин не должен иметь другого места работы. Поэтому работника, направленного на альтернативную гражданскую службу, следует уволить днем, предшествующим дню явки к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанному в предписании.
Оформление увольнения работника в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
Поскольку увольнение по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ не зависит от воли сторон, от работника не требуется какого-либо заявления для прекращения трудовых отношений (определение Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2017 N 33-2740/2017). Однако если стороны намерены прекратить отношения в более раннюю дату, чем та, которая определена на основании повестки о необходимости явиться в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы или предписания для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, то получение от работника заявления, содержащего желаемую дату увольнения, представляется целесообразным.
Если в отношении работника ведется трудовая книжка, то в нее при увольнении необходимо внести одну из следующих записей в зависимости от конкретного основания прекращения трудовых отношений:
- "Трудовой договор прекращен в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации";
- "Трудовой договор прекращен в связи с направлением работника на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".
В остальном увольнение оформляется по общим правилам, подробнее с которым вы можете ознакомиться в Энциклопедии решений "Общий порядок оформления увольнения".
Гарантии работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
При увольнении по основанию, предусмотренному п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ, работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ). В силу ст. 287 ТК РФ гарантия по выплате выходного пособия в полной мере распространяется на работников-совместителей. А вот работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, правом на получение выходного пособия не наделены (часть третья ст. 292 ТК РФ). Норма п. 7 Указа Президиума ВС СССР от 24.09.1974 N 311-IX, которая предусматривает выплату работникам, принятым на срок до двух месяцев, выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в случае призыва или поступления на военную службу, в настоящее время не подлежит применению как противоречащая ТК РФ (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ").
При окончательном расчете необходимо также учесть, что в соответствии с частью второй ст. 137 ТК РФ из причитающихся работнику при увольнении по данному основанию сумм не может производиться удержаний за неотработанные дни отпуска при увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск.
В общем случае законодательство не предусматривает гарантий трудоустройства для лиц, уволенных в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу службу, к тем же работодателям после окончания службы (см. определения Московского городского суда от 08.10.2020 N 33-34288/2020, Верховного Суда Республики Татарстан от 06.10.2016 N 33-15630/2016, Волгоградского областного суда от 26.11.2010 N 33-12920/2010, консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ", ответ Минобороны России). Однако для отдельных категорий работников определенные гарантии в этой сфере все же предусмотрены. Так, согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), если до призыва на военную службу гражданин работал в государственной организации, ему в течение трех месяцев после увольнения с военной службы гарантировано сохранение права:
- на поступление на работу в те же организации;
- на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Однако даже приведенная норма не предоставляет указанной категории граждан безусловного права на трудоустройство по прежнему месту работы после окончания военной службы. Как подчеркивает Конституционный Суд РФ, при невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами службы занятости (определение от 04.07.2002 N 197-О). Таким образом, фактически право на трудоустройство к бывшему работодателю у уволенного из государственной организации в связи с призывом на военную службу лица есть только в том случае, если у организации имеется подходящая вакансия (см. консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Схожая гарантия установлена и пунктом 4 ст. 19 Закона N 113-ФЗ. Указанная норма предусматривает, что за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. Разъяснений о применении данной нормы, аналогичных тем, которые приводятся в отношении п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ, нам обнаружить не удалось. Однако логично было бы полагать, что и в данном случае у государственных и муниципальных организаций нет обязанности трудоустраивать своих бывших работников после прохождения ими альтернативной гражданской службы в случае отсутствия подходящих вакансий.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 N 1394 предусмотрена выплата материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы. Она предоставляется организациями, финансируемыми в бюджетном порядке, за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на оплату труда, а другими организациями - за счет собственных средств. Материальная помощь предоставляется не позднее 3 месяцев после принятия на работу гражданина по его личному заявлению в размере, устанавливаемом организацией по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами, но не менее 500 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах