Единая (упрощенная) налоговая декларация
Единую (упрощенную) налоговую декларацию имеют право представлять лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, при одновременном соблюдении двух условий:
1) не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации),
2) не возникло объектов налогообложения по данным налогам.
Воспользоваться указанным правом могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Исключением являются:
- налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД. Неосуществление ими в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика единого налога от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157);
- налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения. В силу ст. 346.52 НК РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется. Представление иных деклараций возможно только в случае наступления соответствующих событий (например, представлять декларацию по НДС потребуется в случае возникновения обязанностей налогового агента);
- индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой (письмо Минфина России от 30.10.2015 N 03-04-07/62684).
Единая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими:
- кварталом;
- полугодием;
- 9 месяцами;
- календарным годом (абзац 4 п. 2 ст. 80 НК РФ).
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.
Согласно пп. 7 и пп. 8 п. 7 Порядка в декларации указываются налоги (налог), по которым представляется декларация, а также номер главы части второй НК РФ по соответствующему налогу, по которому представляется декларация (письмо ФНС России от 08.08.2011 N АС-4-3/12847@).
Как было отмечено выше, одним из условий, при которых разрешается представлять единую (упрощенную) декларацию, является отсутствие движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (в кассе организации). Следовательно, организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо постоянно контролировать движение денежных средств по банковским счетам. Ведь даже если деятельность не ведется и организация (индивидуальный предприниматель) не проводит никаких операций по счетам, существует риск того, что на счет может поступить, например, ошибочно зачисленная сумма или банк спишет комиссию за расчетно-кассовые операции. Если организация (индивидуальный предприниматель) в данном случае представит единую (упрощенную) декларацию, а при проверке будет выявлено, что по счетам было движение денежных средств, налоговые органы могут оштрафовать организацию по ст. 119 НК РФ за непредставление основной налоговой декларации.
Если же сам налогоплательщик после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации обнаружит факт неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, то в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ у него возникнет обязанность представить в налоговый орган за тот же налоговый период налоговые декларации по соответствующим налогам, которые будут считаться уточненными (письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154, от 08.10.2012 N 03-02-07/1-243).
По сути, представление единой (упрощенной) декларации имеет смысл, если она заменяет отчетность сразу по нескольким налогам. При применении специальных режимов организация освобождена от уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, если организация не имеет транспортных средств, земельных участков, не осуществляет водопользование, у нее отсутствует обязанность отчитываться по указанным налогам. Формально получается, что единая (упрощенная) декларация в таком случае фактически будет заменять только декларацию по уплате основного налога, уплачиваемого в связи с применением соответствующего специального режима.
Однако представление упрощенной декларации в период приостановления деятельности - это не обязанность налогоплательщика, а его право. Поэтому организации (индивидуальные предприниматели) не осуществляющие деятельность, могут самостоятельно определиться, подавать ли в налоговые органы обычную "нулевую" декларацию по основному налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима или же единую упрощенную декларацию (при соблюдении условий п. 2 ст. 80 НК РФ).
Федеральная налоговая служба в письме от 08.08.2011 N АС-4-3/12847@ отметила, что, поскольку по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН, налоговым периодом признается календарный год и у налогоплательщиков данного налога отсутствует обязанность представления налоговых деклараций по итогам отчетных периодов, организации, признаваемые налогоплательщиками по указанному налогу, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этому налогу объекта налогообложения, представляют единую (упрощенную) налоговую декларацию только за налоговый период (календарный год).
Тема
См. также
Камеральная налоговая проверка
Формы документов
Пример заполнения единой (упрощенной) налоговой декларации
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах