Бухгалтерский учет расходов на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
В зависимости от того, является предоставление имущества в аренду для организации предметом деятельности или нет, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, организация учитывает или в составе расходов по обычным видам деятельности, или в составе прочих расходов (п. 5, п. 1, п. 16, ПБУ 10/99).
Расходы по обычным видам деятельности учитываются на счетах учета затрат (20, 25 и т.п.). Прочие расходы отражаются по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы".
К расходам, связанным с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прежде всего относятся:
- амортизационные отчисления (по договору лизинга - только в том случае, если имущество учитывается на балансе лизингодателя);
- расходы на проведение капитального ремонта, при условии, что договором не установлено иное;
- расходы на проведение текущего ремонта, на содержание имущества, если такое условие содержится в договоре.
Поскольку право собственности при передаче объекта ОС к арендатору не переходит, то стоимость переданного имущества с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01, п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания). Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации одним из способов, указанных в п. 18 ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01).
Амортизацию по переданному в аренду объекту ОС начисляет арендодатель (п. 23 ПБУ 6/01, пункты 49, 50 Методических указаний). Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия имущества к бухгалтерскому учету в составе основных средств, и производится до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета (пункты 17, 18, 21 ПБУ 6/01).
Начисленная сумма амортизации по ОС отражается в бухгалтерском учете арендодателя по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции с дебетом счета 91, субсчет "Прочие расходы" (если арендная плата формирует прочие доходы). Если же арендная плата является для организации доходом от реализации, то амортизация учитывается в составе затрат.
Другие расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, учитываются в аналогичном порядке. Так, при выполнении ремонта (как текущего, так и капитального) основного средства, сданного в аренду, стоимость выполненного силами подрядчика ремонта отражается по дебету счета 91 (либо счетов учета затрат) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Расходы признаются в бухгалтерском учете только при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, а именно:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
Затраты, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99). Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, субъектом малого предпринимательства), принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты (кассовым методом), то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества, являются те же документы, что и для основных средств, эксплуатируемых самой организацией.
В январе организация сдала в аренду производственное оборудование первоначальной стоимостью 540 000 руб. Срок полезного использования ОС - 48 месяцев (метод амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета - линейный). Сдача имущества в аренду носит разовый характер. В июле арендодатель понес расходы по ремонту основного средства, переданного арендатору, поскольку обязанность по ремонту возложена на него договором. Ремонт выполнен силами подрядчика. Договорная стоимость выполненных работ - 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.).
В бухгалтерском учете арендодатель делает записи:
Ежемесячно в течение срока аренды:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
11 250 | отражена в расходах сумма амортизации, начисленная по ОС, переданному в аренду |
В июле:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
100 000 | затраты на ремонт признаны прочими расходами | ||
18000 | отражена предъявленная сумма НДС | ||
18000 | принята к вычету предъявленная сумма НДС | ||
118000 | произведены расчеты с подрядчиком |
Тема
Бухгалтерский учет прочих расходов
См. также
Бухгалтерский учет расходов на амортизацию основных средств
Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств
Бухгалтерский учет содержания, использования и ремонта основных средств
Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества при налогообложении прибыли
Амортизация в целях налогообложения прибыли
Содержание арендованного имущества
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.