Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества

Бухгалтерский учет расходов на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

В зависимости от того, является предоставление имущества в аренду для организации предметом деятельности или нет, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, организация учитывает или в составе расходов по обычным видам деятельности, или в составе прочих расходов (п. 5, п. 1, п. 16, ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности учитываются на счетах учета затрат (20, 25 и т.п.). Прочие расходы отражаются по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы".

К расходам, связанным с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прежде всего относятся:

- амортизационные отчисления (по договору лизинга - только в том случае, если имущество учитывается на балансе лизингодателя);

- расходы на проведение капитального ремонта, при условии, что договором не установлено иное;

- расходы на проведение текущего ремонта, на содержание имущества, если такое условие содержится в договоре.

Поскольку право собственности при передаче объекта ОС к арендатору не переходит, то стоимость переданного имущества с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01, п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания). Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации одним из способов, указанных в п. 18 ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01).

Амортизацию по переданному в аренду объекту ОС начисляет арендодатель (п. 23 ПБУ 6/01, пункты 49, 50 Методических указаний). Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия имущества к бухгалтерскому учету в составе основных средств, и производится до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета (пункты 17, 18, 21 ПБУ 6/01).

Начисленная сумма амортизации по ОС отражается в бухгалтерском учете арендодателя по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции с дебетом счета 91, субсчет "Прочие расходы" (если арендная плата формирует прочие доходы). Если же арендная плата является для организации доходом от реализации, то амортизация учитывается в составе затрат.

Другие расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, учитываются в аналогичном порядке. Так, при выполнении ремонта (как текущего, так и капитального) основного средства, сданного в аренду, стоимость выполненного силами подрядчика ремонта отражается по дебету счета 91 (либо счетов учета затрат) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Расходы признаются в бухгалтерском учете только при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, а именно:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

Затраты, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99). Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, субъектом малого предпринимательства), принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты (кассовым методом), то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).


Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества, являются те же документы, что и для основных средств, эксплуатируемых самой организацией.

Пример

В январе организация сдала в аренду производственное оборудование первоначальной стоимостью 540 000 руб. Срок полезного использования ОС - 48 месяцев (метод амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета - линейный). Сдача имущества в аренду носит разовый характер. В июле арендодатель понес расходы по ремонту основного средства, переданного арендатору, поскольку обязанность по ремонту возложена на него договором. Ремонт выполнен силами подрядчика. Договорная стоимость выполненных работ - 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.).

В бухгалтерском учете арендодатель делает записи:

Ежемесячно в течение срока аренды:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

91

02

11 250
(540 000 : 48 мес.)

отражена в расходах сумма амортизации, начисленная по ОС, переданному в аренду


В июле:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

91

60

100 000
(118 000 - 18 000)

затраты на ремонт признаны прочими расходами

19

60

18000

отражена предъявленная сумма НДС

68

19

18000

принята к вычету предъявленная сумма НДС

60

51

118000

произведены расчеты с подрядчиком


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.