Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019
Смотрите в этом материале:
- формирование себестоимости при приобретении по договорам купли-продажи, поставки;
- бухгалтерские проводки при приобретении материалов за плату;
В целях бухгалтерского учета материалы учитываются как вид запасов. Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах организации устанавливается ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н.
Активы принимаются на учет в качестве запасов, в том числе материалов, если они потребляются или продаются в рамках обычного операционного цикла организации, либо используются в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Существуют разные способы поступления материалов в организацию. К ним относятся:
- поступление по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;
- создание самой организацией;
- поступление от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;
- поступление от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов;
- получение организацией безвозмездно;
- и др.
Формирование себестоимости материалов при приобретении по договорам купли-продажи, поставки
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). Порядок формирования себестоимости материалов зависит от способа и условий приобретения таких запасов.
Так, при поступлении материалов по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в фактическую себестоимость материалов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (п. 10 ФСБУ 5/2019).
Для целей ФСБУ 5/2019 затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов (п. 10 ФСБУ 5/2019). Не считается затратами предварительная оплата поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления запасов, выполнения работ, оказания услуг.
В фактическую себестоимость материалов при поступлении их за плату, в частности, могут включаться (п. 11 ФСБУ 5/2019):
- суммы, уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику при приобретении материалов. В данных суммах необходимо учитывать все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы, предоставляемые поставщиком. При этом суммы налогов и сборов не включаются в фактическую себестоимость (п. 12 ФСБУ 5/2019);
- затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи или использования);
- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик);
- иные затраты, связанные с приобретением материалов.
В себестоимость материалов в соответствии с п. 18 ФСБУ 5/2019 не включаются:
- затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением таких материалов;
- расходы на хранение материалов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки материалов к потреблению или обусловлено условиями их приобретения;
- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения материалов.
В случае приобретения материалов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в фактическую себестоимость включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в порядке аналогичном порядку, установленному ПБУ 15/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н (п. 13 ФСБУ 5/2019).
ФСБУ 5/2019 предусматривает особый порядок учета запасов организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с п. 17 ФСБУ 5/2019 такие организации вправе определять себестоимость приобретенных материалов в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате поставщику без учета всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как и без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев (см. также сообщение Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27).
В случае определения себестоимости указанным способом затраты на приобретение материалов, предназначенных для управленческих нужд, признаются расходами периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019).
При применении упрощенного способа ведения бухучета оприходование запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в размере сумм, уплаченных поставщику без учета всех скидок.
Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (или других счетов учета затрат на производство) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5). Отметим, что эти разъяснения даны в отношении порядка учета МПЗ в рамках ранее действовавшего ПБУ 5/01. Однако ФСБУ 5/2019, пришедший на смену ПБУ 5/01, предусматривает схожие способы учета запасов при приобретении их предприятиями, применяющими упрощенные способы ведения учета. В связи с этим считаем, что указанные разъяснения финансистов можно использовать и при учете материалов в период действия ФСБУ 5/2019.
Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019, а затраты, которые должны по общему правилу включаться в стоимость запасов, они вправе признавать расходами периода, в котором были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019).
В этом случае стоимость сырья, материалов, другие связанные затраты отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (или других счетов учета затрат) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов и осуществления других связанных затрат. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (или на других счетах учета затрат), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета).
Такой упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в бухучете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции). Такие пояснения дали финансисты в упомянутом сообщении N ИС-учет-5.
Бухгалтерские проводки при приобретении материалов за плату
Оприходование материалов, приобретенных за плату, отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 76 и пр.
В общем случае при поступлении материалов в бухгалтерском учете делают записи:
Дебет |
Кредит |
Описание |
оприходованы материалы по фактической себестоимости (без НДС) |
Основанием для принятия материалов к учету служат договор купли-продажи материалов, а также первичные учетные документы, подтверждающие факт передачи соответствующих объектов учета.
Документальное оформление приобретения материалов за плату
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Так, в качестве первичных документов при поступлении материалов могут использоваться унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Принятие на учет поступивших от поставщиков материалов осуществляется на основании приходного ордера. Данный документ может быть разработан на основе формы N М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика.
В случае если выявляются расхождения по качеству или количеству материалов, то составляется акт о расхождениях. В этом случае может использоваться документ, разработанный на основе формы N М-7.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (письмо Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414).
На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы N М-17).
Организация по договору поставки приобрела материалы. Доставку товара до склада покупателя осуществляет автотранспортная компания. Договорная стоимость приобретенных материалов (200 уп.) 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.). Стоимость перевозки равна 42 000 руб. (в том числе НДС 7000 руб.). Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета затраты на доставку включаются в стоимость материалов.
При поступлении материалов в бухгалтерском учете организации делают записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Описание |
200 000 (240 000 - 40 000) |
оприходованы материалы, поступившие от поставщика |
||
40 000 |
отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
40 000 |
предъявленная сумма НДС принята к вычету |
|
35 000 (42 000 - 7000) |
расходы по доставке материалов включены в стоимость материалов |
||
7000 |
отражена сумма НДС, предъявленная по транспортным услугам |
||
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
7000 |
предъявленная сумма НДС принята к вычету |
Таким образом, фактическая себестоимость материалов составила:
200 000 руб. + 35 000 руб. = 235 000 руб.
Стоимость 1 упаковки:
235 000 руб. : 200 уп. = 1175 руб.
Тема
Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019
См. также
Бухгалтерский учет оплаты товаров, работ, услуг с расчетного счета
Формы документов
Пример заполнения приходного ордера (форма N М-4)
Пример заполнения акта о приёмке материалов (форма N М-7)
Пример заполнения Карточки учета материалов (Форма N М-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.