Потребление коммунальных услуг с применением приборов учета
Смотрите в этом материале:
- объекты, где счетчики можно не ставить
- какие приборы учета должны быть в МКД
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности в РФ" (далее - Закон N 261-ФЗ) устанавливает, что используемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Это требование распространяется на объекты, подключенные к централизованным сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения (ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ), а также газоснабжения, в случае если газ используется для отопления жилого помещения (ч. 5.2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). Другими словами, установка на этих объектах приборов учета энергоресурсов - счетчиков - обязательна.
Обязанность устанавливать приборы учета лежит на собственниках зданий, строений, сооружений, а в МКД - на собственниках помещений в них (ч.ч. 3-7 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). С 01.07.2020 обязанность ставить приборы учета электроэнергии лежит на гарантирующих поставщиках и сетевых организациях (п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 80.1 Правил N 354). За невыполнение гарантирующими поставщиками, сетевыми организациями обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии предусмотрена административная ответственность (ч. 13 ст. 9.16 КоАП РФ).
Объекты, где счетчики можно не ставить
Из этого правила есть исключения (см. ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ) - устанавливать приборы учета необязательно:
1) в ветхих и аварийных зданиях (также см. вопрос 3 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016);
2) в тех МКД, которые включенны в региональные программы капремонта, при этом среди работ по капремонту общего имущества в них имеются работы по замене (восстановлению) инженерных сетей МКД, работы по установке "умных счетчиков", установке ОДПУ и узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), причем данные работы должны быть реализованы в соответствии с программами капремонта в течение трех лет;
3) там, где максимальный объем потребления природного газа менее 2 куб. м в час (в отношении учета газа);
4) в МКД с физическим износом основных конструктивных элементов свыше 70%, если они не включены в региональную программу капремонта, а по решению региона будут снесены или реконструированы;
5) в МКД, которые включены в программу реновации жилфонда, а мероприятия этой программы будут реализованы в течение трех лет.
Какие приборы учета должны быть в МКД?
МКД и помещения в нем должны быть оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета ресурсов (ОДПУ), а жилые и нежилые помещения - индивидуальными счетчиками (ИПУ):
ОДПУ тепла, ОДПУ электричества, ОДПУ воды |
каждый МКД на всей территории РФ (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). С 01.01.2021 ОДПУ в новостройках, а с 01.01.2022 все вновь вводимые в эксплуатацию ОДПУ электричества могут быть только "умными", то есть их можно присоединить к интеллектуальным системам учета электроэнергии (абз. 6, абз. 8 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, абз. 4 п. 21.2 Правил N 124) |
ИПУ воды |
все помещения в МКД, в коммунальных квартирах - общие счетчики (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ) |
ИПУ электричества |
все помещения в МКД, в коммунальных квартирах - общие счетчики (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ), с 01.01.2021 ИПУ в новостройках, а с 01.01.2022 все вновь вводимые в эксплуатацию ИПУ электричества могут быть только "умными", то есть их можно присоединить к интеллектуальным системам учета электроэнергии (абз. 6, абз. 8 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике) |
ИПУ газа в Крыму и Севастополе |
только если дом отапливается с помощью газоиспользующего оборудования; счетчики должны быть установлены во всех помещения в МКД (в коммунальных квартирах - общие счетчики) до 1 января 2021 г. (ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ) |
ИПУ газа на остальной территории РФ |
только если дом отапливается с помощью газоиспользующего оборудования; счетчики должны быть установлены во всех помещения в МКД (в коммунальных квартирах - общие счетчики) (ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ) |
ИПУ тепла |
во всех новостройках, вводимых в эксплуатацию с 2012 года после осуществления строительства, реконструкции (ч. 7 ст. 13 Закона N 261-ФЗ); во всех МКД после капремонта, если имеется техническая возможность (ч. 7 ст.13 Закона N 261-ФЗ) Согласно разъяснению Минстроя РФ, распределители тепла не являются ИПУ тепла (письмо от 20.09.2023 N 25226-ОГ/00) |
Установленные приборы учета должны вводиться в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за днем их установки, а их применение для расчетов за энергетические ресурсы должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, абз. 13 п. 81 Правил N 354).
Без прибора учета плата за ресурс возрастает
Именно данные о потребленных ресурсах, определенные при помощи приборов учета, то есть показания счетчиков, используются для расчетов за эти ресурсы (ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
До установки счетчиков, а также при их поломке, утрате, истечении срока эксплуатации расчеты за ресурсы проводятся с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов (см., например, раздел IV Правил коммерческого учета теплоэнергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, приложение N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). Эти расчетные способы должны определять количество ресурсов - "нормативы потребления" - таким образом, чтобы стимулировать покупателей устанавливать приборы учета (ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). Другими словами, норматив потребления всегда "завышает" количество ресурсов по сравнению со счетчиком, и потребителю становится выгодно поставить прибор учета.
При этом если потребитель длительно (для квартир - более трех месяцев с момента выхода ИПУ из строя, для нежилых - более 2 месяцев (см. пп. "а" п. 59, п. 60 Правил N 354) не ставит прибор учета и/или не вводит его в эксплуатацию, или не пропускает в свое помещение для установки (проверки, обслуживания) электросчетчика, то для него расчетный норматив потребления умножается на повышающий (штрафной) коэффициент:
- за горячую, холодную воду и электричество - коэффициент равен 1,5; а в Москве - не более 3 (абз. 3 п. 42 и формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354, а также п. 60.3, абз. 10 п. 80.2 Правил N 354, см. также абз.2 п. 3.2, абз. 2 п. 4.2.2 Методики распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды, утв. постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП). Кстати, если потребитель "одумается" и пустит к себе представителей гарантирующего поставщика для обслуживания и проверки ИПУ, то "обратного" пересчета по фактическим показаниям уже не будет (письмо Минстроя России от 04.08.2020 N 24268-ОГ/04),
- за горячую воду с двухкомпонентным тарифом - коэффициент тоже равен 1,5 (в Москве - не более 3), но применяется он исключительно к компоненту "вода" (абз. 3 п. 42 и формула 23.1 приложения N 2 к Правилам N 354, см. также п. 22.2 приложения N 2 к Правилам N 354),
- за горячую, холодную воду и электричество для собственников машино-мест - коэффициент равен 1,5 (абз. 3 п. 43 Правил N 354).
Этот "штрафной" повышающий коэффициент уплачивается в пользу исполнителя коммунальных услуг, и если МКД не находится на "прямом" договоре с РСО, то РСО сумму этого коэффициента не получает (определения Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882, от 14.10.2022 N 301-ЭС22-17494), даже если находится на "прямых расчетах" с собственниками (определения Верховного Суда РФ от 15.11.2023 N 307-ЭС23-22435, от 23.03.2023 N 307-ЭС23-2423). Если счетчиком не оборудована муниципальная/ государственная квартира, то с нанимателя квартиры (по договору соцнайма) штрафной коэффициент взимать нельзя, - ведь наниматель не может повлиять на собственника квартиры и заставить его установить ИПУ. В этой ситуации исполнитель коммунальных услуг должен выставить повышающий коэффициент титульному собственнику квартиры - муниципалитету/государству (определения ВС РФ от 24.10.2019 N 304-ЭС19-13264, от 13.09.2019 N 307-ЭС19-6256 и N 307-ЭС19-7462, от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6279).
"Штрафной" коэффициент за отсутствие ОДПУ теплоэнергии равен 1,1; ОДПУ остальных ресурсов (кроме ОДПУ электроэнергии) - 1,5 (пп. "е" и "ж" п. 22 Правил N 124, см. также определение ВС РФ от 05.11.2019 N 304-ЭС19-19242).
Если же гарантирующий поставщик / сетевая организация длительно (более полугода с момента получения сведений о необходимости заменить электросчетчик, см. п. 80.2 Правил N 354) не ставит ИПУ электроэнергии и/или не вводит его в эксплуатацию, то аналогичный "штрафной коэффициент" вводится для платежей за электроснабжение: потребитель первые полгода после извещения гарантирующего поставщика о необходимости заменить ИПУ платит за свет исходя из среднемесячной величины потребления, затем эта величина уменьшается (пп. "г" п. 59, абз. 5 п. 80.2 Правил N 354). Подробнее о расчетах - см. в Энциклопедии решений. Оснащение помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Кто именно устанавливает приборы учета в МКД?
Согласно чч. 9, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ именно РСО оснащают МКД приборами учета - как по инициативе собственников, так и по инициативе самой РСО, если собственники свою обязанность не исполнили:
- во-первых, РСО обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета и не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку/ замену/ эксплуатацию прибора учета того ресурса, который поставляет РСО. Порядок заключения такого договора и его существенные условия утверждены приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149);
- во-вторых, если РСО выявила "неоприборенный" МКД или жилое помещение, то нарушителю дается два месяца на то, чтобы самостоятельно обратиться в РСО за установкой счетчика. Если до истечения 2 месяцев с момента выявления нарушений договор не заключен и прибор учета не установлен, установить его должна РСО самостоятельно.
При этом собственники помещений должны обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета и оплатить РСО расходы на установку этих приборов (ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, см. постановление Девятнадцатого ААС от 01.02.2016 N 19АП-3798/14). УК, чей МКД был таким образом "оприборен", вправе выставить собственникам соответствующие целевые платежи "за установку прибора учета" в пользу РСО (определение ВС РФ от 02.09.2019 N 305-ЭС19-16336). Гражданам-собственникам помещений в МКД предоставляется пятилетняя рассрочка на эти платежи (от нее можно отказаться или уплатить платеж раньше, см. ч. 9, ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). В связи с рассрочкой на указанные платежи начисляются проценты, но в размере не более ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С 1 июля 2020 года установка, а также ввод в эксплуатацию, замена, поверки, техобслуживание, проверки любых счетчиков электроэнергии в РФ - это забота гарантирующих поставщиков и сетевых организаций (абз. 3, абз. 4 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Для потребителей это бесплатно (точнее, они "уже заплатили и заплатят" за модернизацию системы учета электроэнергии в составе обычных платежей за электричество, поскольку соответствующие расходы заложены в сбытовые надбавки, см. п. 6.3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике).
Установку ИПУ и ОДПУ в новостройках осуществляют их застройщики (ч. 7 ст. 11 Закона N 261-ФЗ), в том числе они устанавливают ИПУ и ОДПУ электроэнергии, причем с 01.01.2021 все электросчетчики в МКД - новостройках должны быть "умными" (абз. 6 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Отметим, что подзаконный акт (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 890) фактически отменил данную норму закона, предусматривая "умные" ОДПУ электричества только в тех МКД, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021). Кроме того, ввод в эксплуатацию умных ИПУ/ ОДПУ электроэнергии еще не означает их моментального подключения к минимальному набору "интеллектуальных" функций - для такого подключения установлены свои сроки (п. 30 Правил N 890).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах