Проверка состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
Смотрите в этом материале:
- как часто проходят проверки;
- последствия проверки: все хорошо;
- последствия проверки: потребитель не пустил к счетчику;
- последствия проверки: обнаружена незаконная "врезка" в сеть;
Зачем проверяют?
Чтобы быть уверенными в том, что установленные приборы учета ресурсов (счетчики) продолжают работать, а потребители - передают их показания, необходимо периодически эти приборы проверять. Проводит такие проверки исполнитель коммунальной услуги - то есть либо РСО (если жители дома находятся на "прямом договоре" с этой РСО), либо УК (когда "прямых" договоров с РСО в доме нет).
Не нужно путать проверки с ПОВЕРКАМИ приборов учета - во время поверки ИПУ необходимо установить, насколько он точен и может ли он, собственно, все еще считаться измерительным прибором (п. 17 ст. 2, ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений). Срок, после наступления которого ИПУ нужно обязательно поверить, устанавливается при утверждении типа средств измерений и оформляется приказом Росстандарта (ч. 1 ст. 12 Закона об обеспечении единства измерений, п. 2 и п. 3 Порядка установления интервала между поверками, утв. приказом Минпромторга России от 28.08.2020 N 2907), часто указывается производителем в паспорте прибора (см. абз. 2 п. 80 Правил N 354) и всегда отражается во ФГИС "АРШИН" - https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry (пп. "д" п. 21 Порядка создания и ведения ФГИС "АРШИН", утв. приказом Минпромторга РФ от 28.08.2020 N 2906).
Согласно п. 82 Правил N 354, введенные в эксплуатацию приборы учета (кроме новых ИПУ электроэнергии, установленных после 01.07.2020) необходимо регулярно проверять:
- во-первых, посмотреть, не сломан ли прибор, не вскрыт ли он, на месте ли он вообще, в каком техническом состоянии он находится. Проверки же в отношении новых, то есть установленных после 01.07.2020, электросчетчиков проводит сетевая организация (в нежилых помещениях, которые снабжаются электроэнергий без использования общего имущества МКД; кстати, эти проверки проводятся в порядке, предусмотренном Положением N 442) и гарантирующий поставщик (в остальных нежилых и во всех жилых помещениях, см. пп. "а" п. 82, абз. 3 п. 83 Правил N 354);
- во-вторых, уточнить, верные ли показания ИПУ передавал потребитель - для целей расчета платы за коммунальную услугу. Если счетчик подключен к интеллектуальной системе учета электроэнергии, то такие проверки не проводятся (пп. "б" п. 82 Правил N 354).
Как часто проходят проверки?
В принципе, такие проверки (работы ИПУ и правильности показаний) должны проводиться УК (РСО, если данная коммунальная услуга оказывается ею):
- не реже 1 раза в год,
- но и не чаще 1 раза в 3 месяца, если проверяемые ИПУ находятся в жилом помещении потребителя (п. 83 Правил N 354).
А если потребитель не передает показания своего ИПУ уже более полугода, причем этот ИПУ не является "умным", подключенным к интеллектуальной системе учета, то УК (РСО) должна проверить этот ИПУ "внепланово", не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, и снять показания прибора учета (п. 84 Правил N 354). На ОСС (или в договоре о предоставлении коммунальной услуги) можно установить иной "период молчания", за которым обязательно следует проверка ИПУ.
Что именно смотрят?
При проверке состояния ИПУ УК (РСО, гарантирующий поставщик) обращают внимание на следующее (абз. 2 п. 81.11 Правил N 354):
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
- наличие и сохранность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ,
- наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки ИПУ электроэнергии и факта события воздействия магнитных полей на его элементы в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами N 890;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Процедура проверки ИПУ
Если ИПУ расположены в месте общего пользования, то никакой спецпроцедуры проверки счетчиков не предусмотрено - УК (или РСО) проверяют счетчики и правильность переданных показаний удобным им образом.
А если для проверки ИПУ нужно зайти в частное помещение, то УК (РСО) должны придерживаться следующей процедуры:
- за две недели до даты проверки (можно раньше) направить или вручить потребителю под роспись письменное извещение. В нем нужно указать предполагаемую дату проверки, время её проведения и предупредить, что потребителю нужно либо впустить представителей УК (РСО, гарантирующего поставщика), либо ожидать начисления начислений не по счетчику, а по нормативу (пп. "а" п. 85 Правил N 354);
- потребитель обязан либо допустить УК (РСО, гарантирующего поставщика) к себе в помещение для проверки в указанное в извещении время, либо - если предложенное время его не устраивает, сообщить в УК (РСО, гарантирующему поставщику) другое, более удобное время и дату, причем не позднее, чем за два дня до предложенной даты проверки из извещения. В этом случае предложенное потребителем время визита не может быть ранее 2 дней со дня, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней со дня, указанного в извещении о проведении проверки (пп. "б" п. 85 Правил N 354);
- УК (РСО, гарантирующий поставщик) приходит и проверяет ИПУ в "свою" дату (если потребитель не против) либо в предложенную потребителем;
- сразу (немедленно) после проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний (пп. "в" п. 85 Правил N 354). Если проверяющие заметили, что прибор учета, например, вскрыт или его показания "скручены", что на ИПУ нет пломб (а раньше - были), то составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета (п. 81.11, п. 85.1 Правил N 354). А если проверяющие найдут "врезку" в общедомовую сеть в обход счетчика, то составят акт о выявлении несанкционированного подключения (п. 62, п. 85.1 Правил N 354);
- если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт не составляется, если проверяющие узнают, что потребитель временно отсутствует в жилом помещении (пп. "г" п. 85 Правил N 354);
- если потребитель, после составления акта о недопуске, письменно пригласит проверяющих для проведения проверки, проверка должна быть проведена в течение 10 дней после такого приглашения (пп. "д" п. 85 Правил N 354).
Что должно быть в акте проверки (акте об отказе к допуску, актах о несанкционированном подключении/вмешательстве в работу ИПУ)?
Эти акты подписываются представителем УК (РСО, гарантирующего поставщика), проводившим проверку, и потребителем либо его представителем и включают следующие сведения (п. 85.1 Правил N 354):
1) дата, место, время составление акта;
2) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
3) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
4) подписи представителя УК (РСО, гарантирующего поставщика) и потребителя;
5) отметка об отказе потребителя от подписания акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
6) возражения (позиция) потребителя в связи с выявленным нарушением;
7) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр указанных актов передается потребителю, в том числе вручением или заказным письмом. Если акт составлялся гарантирующим поставщиком, а исполнителя коммунальной услуги при этом не было, то один экземпляр нужно направить исполнителю коммунальной услуги - для расчета платы за электроснабжение (п. 85.2 Правил N 354).
Последствия проверки: все хорошо
Если проверяющие удостоверятся, что прибор учета исправен, никто не вмешивался в его работу, а показания передаются аккуратно, то потребитель никаких последствий и не заметит.
Если ИПУ окажется в полном порядке, но обнаружатся значительные расхождения между теми показаниями ИПУ, которые передаются потребителем, и теми, которые "сняли" проверяющие, то стоимость коммунальной услуги будет пересчитана, поэтому сумма в платежке будет новой (п. 61 Правил N 354):
- перерасчет будет в пользу потребителя, если он передавал показания "с запасом" или, напротив, не передавал их вовсе и какое-то время оплачивает коммунальную услугу по нормативу, да еще и с повышающим коэффициентом (см., например, определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 302-ЭС19-14339, п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ N 1, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2023);
- если потребитель систематически занижал показания ИПУ, то перерасчет, разумеется, будет не в его пользу.
Последствия проверки: потребитель не пустил к счетчику
Если потребитель отказался впускать к себе проверяющих для проверки ИПУ (о чем составлен акт), то у него есть " в запасе" еще три календарных месяца с даты составления акта, чтобы пригласить УК (РСО, гарантирующего поставщика) для проверки ИПУ.
Если он этого не сделает, то исполнитель коммунальной услуги (УК, РСО), начиная с 1-го числа месяца, в котором составлен акт об отказе в допуске к ИПУ ("задним числом"), вправе рассчитывать размер платы за коммунальную услугу не по показаниям ИПУ, а по полуторному нормативу потребления коммунальных услуг на каждого проживающего в квартире (п. 85.3 Правил N 354).
Последствия проверки: обнаружена незаконная "врезка" в сеть
Если составлен акт о несанкционированном подключении к ВДИС, то потребителю будет доначислена огромная плата за коммунальную услугу (абз.2 п. 62 Правил N 354). Предполагается, что в описываемом случае потребитель использовал коммунальный ресурс все время несанкционированного подключения круглосуточно и на полную мощность. Поэтому проверяющие:
- определят мощность несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы), умножат её на 24 (столько полных часов в одних сутках) и на количество дней, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте, и до даты устранения несанкционированного подключения;
- если определить дату "врезки" невозможно, то за начало несанкционированного подключения примут дату проведения предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение;
- если нельзя определить мощность несанкционированно подключенного оборудования, до доначислять плату будут просто: возьмут десятикратный норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (абз. 3 п. 62 Правил N 354).
Последствия проверки: с ИПУ сорвана пломба
Если составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, причем сам пострадавший ИПУ установлен в таком помещении, доступ к которому есть только у потребителя, то ему будет доначислена внушительная плата за коммунальную услугу (абз.6 п. 81.11 Правил N 354):
- перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломбы, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца,
- перерасчет производится исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Тема
Потребление коммунальных услуг с применением приборов учета
См. также
Оснащение помещений МКД приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
Формы документов
Извещение о проведении проверки приборов учета потребления коммунальных услуг
Акт проверки показаний приборов учета коммунальных услуг
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребления коммунальных услуг
Акт об отказе в допуске к прибору учета потребления коммунальных услуг
Акт о выявлении несанкционированного подключения
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах