Установление факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность
В соответствии с п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в случае обнаружения управляющей организацией (далее - исполнитель) факта предоставления потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг), связанных с нарушениями, возникшими в работе внутридомовых инженерных систем или централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, исполнитель обязан:
1) если известны причины нарушения качества коммунальной услуги зарегистрировать в электронном или бумажном журнале регистрации сообщений дату, время начала и причины фактов нарушения качества коммунальных услуг. Если эти причины неизвестны, то незамедлительно принять меры к их выяснению;
2) в течение суток с момента обнаружения фактов нарушения качества коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности таких нарушений;
3) зарегистрировать в журнале регистрации сообщений дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества.
В свою очередь, потребитель, обнаружив факт нарушения качества коммунальной услуги, должен сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (п. 105 Правил N 354).
Согласно п. 106 Правил N 354 указанное сообщение может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону), оно подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой исполнителя и должно содержать следующую информацию:
1) фамилию имя и отчество потребителя, сообщившего о нарушении качества коммунальной услуги;
2) точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги;
3) вид коммунальной услуги, качество которой нарушено.
Приняв от потребителя указанную информацию, сотрудник аварийно-диспетчерской службы исполнителя обязан сообщить ему следующие сведения:
1) свои данные (фамилию, имя и отчество);
2) номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя;
3) время регистрации сообщения потребителя.
В дальнейшем, в зависимости от наличия информации о причинах нарушения качества коммунальной услуги, сотрудник аварийно-диспетчерской службы исполнителя должен выполнить следующие действия:
1) если ему известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107 Правил N 354);
2) если причины нарушения качества коммунальной услуги сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны он обязан (п. 108 Правил N 354):
- согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги (далее - проверка);
- немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.
При этом время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
В соответствии с абзацами первым, пятым и шестым п. 109 Правил N 354 проверка оканчивается составлением акта проверки в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке. Акт проверки подписывается указанными лицами или их представителями, один экземпляр акта передается потребителю или его представителю, второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами (см. постановление Тринадцатого ААС от 10.04.2015 N 13АП-2205/15).
Если в ходе проверки:
1) будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются (абзац третий п. 109 Правил N 354):
- дата и время проведения проверки;
- выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
- выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги;
2) факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги (абзац четвертый п. 109 Правил N 354);
3) возникнет спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги или величины отступления от установленных параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 Правил N 354 (абзац пятый Правил N 354).
Согласно п. 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время:
1) обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (см. п.п. 104, 107 Правил N 354);
2) доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений, если в ходе проведенной проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (см. п. 108 Правил N 354);
3) начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы общедомовым, квартирным, индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
4) начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки, составленном потребителем в одностороннем порядке, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени (п. 112 Правил N 354):
1) установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных в журнале регистрации сообщений таких фактов;
2) сообщения потребителя в аварийно-диспетчерскую службы исполнителя о возобновлении предоставления коммунальной услуги надлежащего качества;
3) указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги (см. п. 113 Правил N 354);
4) возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы общедомовым, квартирным, индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В соответствии с п. 113 Правил N 354 исполнитель обязан удостовериться в том, что после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
При этом проведение проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю является обязательной если у исполнителя отсутствует возможность установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе:
1) сведений, указанных в журнале регистрации сообщений;
2) сообщения потребителя в аварийно-диспетчерскую службы исполнителя о возобновлении предоставления коммунальной услуги надлежащего качества;
3) данных, зафиксированных общедомовым, квартирным, индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения,
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан:
1) прибыть в помещение потребителя;
2) провести проверку;
3) составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Если для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при его уклонении от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее двумя незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги и составлении акта о её результатах могут участвовать:
1) представители ресурсоснабжающей организации;
2) лица, привлеченные собственниками для обслуживания внутридомовых систем;
3) государственная жилищная инспекция,
4) представители общественного объединения потребителей.
Указанные лица вправе участвовать в проверке по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги и составлении акта о её результатах, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в такой проверке инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя (см. постановление Пятнадцатого ААС от 30.12.2016 N 15АП-10960/16,
Согласно разделу 10 Приказа Минсвязи РФ и Министстроя РФ от 29.02.2016 N 74/114/пр, утвердившего состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, управляющая организация в случае предоставления предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества должна размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства:
1) информацию о нарушении качества коммунальных услуг (п. 4.2 раздела 10 приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр);
2) количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась и (или) выполнялась услуга или работа ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 3.5.3 раздела 10 приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр);
3) акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги в выполнении работы (п. 3.5.4 раздела 10 приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах