Аренда транспортного средства с экипажем
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Договор аренды транспортного средства с экипажем является разновидностью договора аренды транспортного средства. Его следует отличать от договора перевозки и договора транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ). При аренде транспортное средство всегда выбывает из владения и пользования арендодателя. При перевозке (ст. 785, 786 ГК РФ) или транспортной экспедиции (см. ст. 801 ГК РФ) транспортное средство остается у перевозчика или экспедитора. Кроме того, договор транспортной экспедиции предполагает целый комплекс услуг, не связанных с владением, пользованием транспортным средством. Это могут быть такие услуги, как организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза и другие (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Предметом договора аренды транспортного средства с экипажем, помимо транспортного средства, являются также услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Обязанность по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, предоставлению необходимых принадлежностей возложена на арендодателя (ст. 634 ГК РФ). В судебной практике высказывалось мнение о том, что это правило является императивным, то есть стороны не могут установить в договоре иные условия (см., например, постановление Девятого ААС от 15.03.2021 N 09АП-1217/21). Однако не все суды согласны с такой позицией. Позиция, которая представляется более обоснованной, заключается в том, что с точки зрения критериев, по которым нормы признаются императивными или диспозитивными (пп. 2, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16, далее - Постановление N 16), нельзя утверждать, что ст. 634 ГК РФ императивно возлагает указанные обязанности на арендодателя: сама статья не содержит явного запрета на установление отличного от ее содержания условия (в ней не указано на то, что соглашение об ином ничтожно, запрещено, недопустимо), и нет оснований полагать, что распределение обязательств сторон договора в точном соответствии с содержанием ст. 634 ГК РФ необходимо для защиты какого особо значимого охраняемого законом интереса или недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон. Поэтому стороны договора своим соглашением вправе возложить соответствующие обязанности и на арендатора (п. 4 Постановления N 16, см. постановление АС Дальневосточного округа от 22.08.2023 N Ф03-3204/23).
Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (к таким расходом относятся, в частности, затраты на оплату услуг мойки и автостоянки, расходы на содержание транспортного средства, его страхование), в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов согласно ст. 636 ГК РФ несет арендатор. Однако стороны в договоре могут распределить обязанности по несению расходов иначе.
Согласно ст. 635 ГК РФ арендодатель обязан предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются:
- распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации;
- распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание (спецодежда, питание и т. п.) несет арендодатель.
В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем является обязанность арендодателя нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, оборудованием (ст. 640 ГК РФ), поскольку именно он осуществляет управление транспортным средством. Однако он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
Страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается также на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
Обязанностями арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем являются:
- своевременно вносить арендную плату как за владение и пользование транспортным средством, так и за услуги по управлению и технической эксплуатации этим транспортным средством;
- в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
Вопросы, касающиеся, в частности, порядка уплаты арендной платы, срока договора аренды транспортного средства, прекращения договора, возврата арендуемого транспортного средства регулируются общими положениями об аренде.
Заключение договора аренды транспортного средства с экипажем с арендодателем - физическим лицом
Поскольку закон не устанавливает никаких ограничений в отношении категорий лиц, которые могут быть арендодателями транспортного средства и оказывать услуги по управлению им, договор аренды транспортного средства с экипажем может быть заключен с арендодателем - физическим лицом, которое является собственником транспортного средства или лицом, управомоченным собственником сдавать это имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Не противоречит закону и условие такого договора о том, что арендодатель лично оказывает услуги по управлению транспортным средством (см., например, решения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.09.2023 по делу N 2-1130/2023, Золотухинского районного суда Курской области от 31.01.2020 по делу N 2-7/2020).
На практике нередко возникают споры по вопросу о том, не прикрывает ли в конкретной ситуации заключение с физическим лицом договора аренды транспортного средства с экипажем фактически существующие с этим лицом трудовые отношения, в рамках которых владелец автомобиля выполняет обязанности водителя. На основании ст. 19.1 ТК РФ отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут быть признаны трудовыми отношениями, в том числе судом по инициативе физического лица, которое является исполнителем по указанному договору. Необходимо обратить внимание, что неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений (часть третья ст. 19.1 ТК РФ).
При разрешении таких споров суды исходят из признаков трудовых отношений, позволяющих разграничить трудовые и гражданско-правовые договоры. При этом судьи руководствуются в том числе Рекомендацией Международной Организации Труда от 15.06.2006 N 198 о трудовом правоотношении, в п. 13 которой изложены признаки существования трудового правоотношения (см., например, определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13.05.2019 N 69-КГ19-4)*(1).
Как отмечается в судебной практике, от договора аренды транспортного средства с экипажем трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица - работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга. Также по договору аренды транспортного средства с экипажем исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определённой трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; исполнитель, оказывающий услуги, работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда (определение Первого КСОЮ от 03.06.2020 по делу N 8Г-12740/2020).
Соответственно, суды нередко признают договор аренды транспортного средства с экипажем фактически регулирующим трудовые отношения, обращая в конкретных ситуациях внимание на следующие признаки трудовых отношений: фактически работником (поименованном в договоре как арендодатель) выполнялись обязанности по должности водителя (курьера) в рамках основной деятельности организации (работодателя), выполнение работ имело длящийся, постоянный характер, при этом речь не шла о разовых поручениях; характер выполняемых работником (арендодателем по договору) работ не менялся, его деятельность, рабочее время и место работы были регламентированы; за деятельностью работника осуществлялся контроль, он подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка, для работника была установлена пятидневная рабочая неделя, определено место работы, режим труда и отдыха; путевые листы на автомобиль составлялись не арендодателем (фактически работником), а арендатором и т.д. (определения Девятого КСОЮ от 07.09.2023 по делу N 8Г-7691/2023, Четвертого КСОЮ от 16.12.2021 по делу N 8Г-27349/2021, Шестого КСОЮ от 12.11.2020 по делу N 8Г-23830/2020, Восьмого КСОЮ от 30.01.2020 по делу N 8Г-3015/2019).
Как следствие, в пользу противоположного вывода (о том, что заключенный договор аренды транспортного средства с экипажем действительно является гражданско-правовым договором) могут свидетельствовать такие обстоятельства, как ограниченный срок действия договора, отсутствие в нем терминологии, характерной для трудовых отношений, отсутствие подчиненности арендодателя правилам внутреннего трудового распорядка, режиму труда и отдыха, установленным для работников арендатора и т.д. (см., например, определение Седьмого КСОЮ от 18.02.2020 по делу N 8Г-3017/2019).
С 1 января 2023 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны очень оперативно, в течение одного рабочего дня, представлять в Социальный Фонд России сведения о заключении и прекращении с физическими лицами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с налоговым законодательством начисляются страховые взносы (подп. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Подробнее об этом см. в отдельном материале Энциклопедии решений.
------------------------------
*(1) См. в связи с этим также "Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров".
Тема
Договор аренды транспортных средств
См. также
Форма и условия договора аренды транспортных средств
Сходство и различие договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа
Отличия договора перевозки от других договоров, связанных с перевозками
Аренда транспортного средства без экипажа
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Договор аренды транспортного средства с экипажем
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах