Деятельность по предоставлению труда работников (персонала)
Смотрите в этом материале:
- кто может быть исполнителем по договору о предоставлении персонала;
- в каких случаях заказчик может заключить договор о предоставлении персонала;
- иные ограничения при заключении договор о предоставлении персонала;
- последствия заключения договора о предоставлении персонала с нарушением закона.
Исполнитель по договору по предоставлению персонала
Отношения, связанные с оказанием услуг по предоставлению исполнителем труда своих работников (персонала) для работы по поручению и под контролем заказчика таких услуг, существуют в гражданском обороте достаточно давно. Эти правоотношения получили такие наименования, как "аутсорсинг", "аутстаффинг", "лизинг персонала", "аренда персонала". Суть их заключается в том, что исполнитель услуг предоставляет заказчику право в течение определенного периода распоряжаться трудом работников исполнителя в пределах трудовой функции, указанной в трудовых договорах между исполнителем и его работниками, то есть использовать труд этих работников в своих интересах, давая им соответствующие поручения.
До 2016 года в законодательстве отсутствовали специальные нормы, регламентирующие такие правоотношения. С 01.01.2016 закон урегулировал отношения по предоставлению труда работников (персонала) лицам, не являющимся работодателями по отношению к этим работникам, вместе с тем, существенно уменьшив возможности такого использования наемного труда. Если раньше перечень случаев, когда работодатель мог направлять своих работников для работы в интересах и под контролем другого лица, был ничем не ограничен, то сейчас такое использование труда работников возможно только в строго определенных законом случаях и лишь отдельными категориями работодателей.
С указанной даты заемный труд по общему правилу запрещен. При этом под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ).
В некоторых случаях закон разрешает работодателям временно направлять своих работников для работы у другого лица, которое не является для них работодателем, в интересах, под управлением и контролем этого лица. Такое направление работников является предметом договора о предоставлении труда работников (персонала) (далее также - договор о предоставлении персонала). Используемые ранее термины "аутсорсинг", "аустаффинг" и т. д. в законе не упоминаются, хотя в сущности речь идет о тех же правоотношениях.
По договору о предоставлении персонала направляющая сторона, (исполнитель), временно направляет своих работников с их согласия к принимающей стороне, (заказчику) для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны, а принимающая сторона обязуется оплатить услуги исполнителя и имеет право требовать от направляемых к ней работников исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с направляющей стороной (часть первая ст. 341.1-2 ТК РФ).
Как следует из приведенной нормы, сторонами договора о предоставлении персонала являются заказчик (принимающая сторона) и исполнитель (направляющая сторона). Как правило, исполнителем по такому договору может быть только частное агентство занятости - юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ и прошедшее аккредитацию на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (ст. 341.1, 341.1-1 ТК РФ). Требования к частным агентствам занятости в соответствии с п. 1 ст. 341.1-1 ТК РФ предусмотрены п. 2 Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181 (далее - Правила). Так, для получения статуса частного агентства занятости юридическое лицо должно обладать уставным капиталом в размере не менее 1 миллиона рублей, у него должна отсутствовать задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, ряд требований установлен и в отношении руководителя такой организации. Кроме того, частное агентство занятости не может применять специальные налоговые режимы (см. пп. 12, 24, 27 Правил).
Другие юридические лица могут оказывать услуги по предоставлению труда работников (персонала) (далее - услуги по предоставлению труда персонала) лишь в следующих случаях:
- заказчик таких услуг является аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
- заказчик услуг является акционерным обществом, а направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого общества;
- заказчик услуг является стороной акционерного соглашения, заключенного с направляющей стороной (п. 2 ст. 341.1-1, ст. 341.3 ТК РФ).
История вопроса
Согласно применявшейся до 1 января 2025 г. ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) юридические лица вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом (подп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона N 1032-1). Это правило соотносилось со ст. 341.3 ТК РФ, в соответствии с которой особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом.
Такой федеральный закон не был принят*(1), что позволило усомниться в правомерности оказания услуг по предоставлению персонала юридическими лицами, не являющимися частными агентствами занятости. Мнение о том, что другие юридические лица не вправе осуществлять такую деятельность до вступления в силу соответствующего закона, высказывали и представители Роструда (см. ответы на вопросы, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Хотя в судебной практике все же встречалось мнение о возможности заключения договора аутсорсинга между аффилированными лицами (см. постановления Тринадцатого ААС от 29.06.2020 N 13АП-10714/17, Девятнадцатого ААС от 27.09.2019 N 19АП-7815/16). Однако среди судей существовала и иная позиция по этому вопросу, основанная на том, что одной взаимосвязанности (аффилированности) юридических лиц недостаточно для оказания услуг по предоставлению труда персонала; помимо этого, действующее законодательство предусматривало соблюдение специального федерального закона, определяющего условия и порядок осуществления деятельности работодателей по предоставлению труда работников (персонала), а также соблюдение предписаний федерального закона, устанавливающего особенности регулирования труда названных работников (определение Девятого КСОЮ от 10.11.2022 по делу N 8Г-7420/2022).
Кроме того, специальный случай заключения договора о предоставлении персонала предусмотрен п. 2 ст. 341.1-1 ТК РФ. На основании этой нормы юридическое лицо, подведомственное МИД России, и уполномоченное им на осуществление деятельности по временному направлению работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в расположенные на территории РФ дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства, к пребывающим на территории РФ дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, а также к другим находящимся на территории РФ физическим или юридическим лицам.
Во всех случаях работники направляются к заказчику на временной основе и только с их согласия (см. также часть первую ст. 341.1 ТК РФ). Независимо от того, является ли направляющей стороной частное агентство занятости или другое лицо, основанием для работы сотрудников такой организации у принимающей стороны всегда является договор о предоставлении персонала.
Случаи заключения заказчиком договора о предоставлении персонала
Заказчиком услуг по предоставлению персонала (принимающей стороной) в принципе может быть любое физическое или юридическое лицо. Однако сама возможность предоставлять труд персонала (и, соответственно, воспользоваться такими услугами) связана с определенными ограничениями. Так, направлять работников для работы у принимающей стороны в порядке оказания услуг по предоставлению труда персонала не допускается в следующих случаях:
- в целях замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
- для выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени (неполной рабочей недели) в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
- для замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней (часть первая ст. 341.1-3 ТК РФ).
Иные ограничения при заключении договора о предоставлении персонала
Частное агентство занятости может оказывать услуги по предоставлению труда персонала только в случаях, когда работники направляются:
- к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
- к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами сохраняется место работы;
- к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг;
- для выполнения работ, когда с работниками заключаются либо могут заключаться срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ), однако это касается только ищущих временную работу отдельных категорий лиц (лиц, обучающихся по очной форме обучения; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), с которыми частное агентство занятости вправе заключить трудовые договоры о временном направлении их на работу к заказчику в целях временного трудоустройства таких лиц (части первая и вторая ст. 341.2 ТК РФ).
Частное агентство занятости не имеет права оказывать услуги по предоставлению труда персонала в целях:
- выполнения на опасных производственных объектах I и II классов опасности, отдельных видов работ по перечням, утверждаемым в порядке, который устанавливается Правительством РФ;
- выполнения работ на рабочих местах с вредными условиям труда 3 или 4 степени либо с опасными условиями труда;
- замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
- выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания (часть третья ст. 341.2 ТК РФ).
В отличие от частных агентств занятости, другие юридические лица, которые вправе оказывать услуги по предоставлению труда персонала, не связаны какими-либо ограничениями в отношении сферы деятельности направляемых работников. Однако ограничения в использовании труда таких работников, установленные частью первой ст. 341.1-3 ТК РФ, распространяются и на них.
ТК РФ и другими федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении персонала (часть вторая ст. 341.1-3 ТК РФ). На сегодняшний день такие законы еще не приняты.
Последствия заключения договора о предоставлении персонала с нарушением закона
Договор о предоставлении персонала, заключенный с нарушением требований законодательства (например, лицом, которое не имеет права направлять своих работников для выполнения их трудовых функций в интересах, под управлением и контролем другого лица), может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ). Последствием признания договора недействительным по общему правилу является возникновение у его сторон обязанности вернуть все полученное по договору, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость (ст. 167 ГК РФ). По такому договору невозможно взыскание денежных средств на оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором, а также применение неустоек за нарушение договорных обязательств (постановления Пятнадцатого ААС от 15.05.2022 N 15АП-4206/22 и от 25.06.2019 N 15АП-7987/19, Второго ААС от 04.06.2021 N 02АП-3123/21).
______________________________
*(1) См. доработанный текст проекта Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" (подготовлен Минэкономразвития России 13.07.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах