Порядок проведения торгов при сдаче в аренду государственного и муниципального имущества
Порядок проведения торгов при сдаче в аренду государственного и муниципального имущества регламентирован Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, далее - Правила).
Организатор торгов (орган власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, унитарное предприятие или учреждение, за которым имущество закреплено на соответствующем вещном праве) совершает действия, необходимые для проведения конкурса или аукциона, в частности:
- создает конкурсную или аукционную комиссию, формирует ее состав, утверждает председателя комиссии;
- утверждает конкурсную документацию или документацию об аукционе;
- определяет срок действия договора аренды; как правило, он определяется по усмотрению организатора торгов, но в отношении имущества, используемого в целях предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства этот срок не может быть менее пяти лет, а для имущества, предоставляемого в аренду категории лиц бизнес-инкубаторами, срок договора аренды не может превышать три года;
- определяет необходимость внесения задатка участниками торгов и размер такого задатка, размер обеспечения исполнения договора и порядок его предоставления;
- устанавливает начальный (минимальный) размер арендной платы с учетом заключения независимого оценщика (однако величина арендной платы, указанная в отчете оценщика, имеет лишь рекомендательный характер) (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п.п. 5, 9, 31, 39, 40, 105, 113, 114 Правил, п.п. 5, 7, 9, 11 разъяснений ФАС России от 01.11.2011, п. 3 информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).
Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое или физическое лицо. Требования к участникам торгов устанавливаются в соответствии с законодательством. В частности, если заявителем является юридическое лицо, в отношении него не должно быть принято решение о ликвидации или о признании его банкротом и открытии конкурсного производства. Банкротом не должен быть признан и индивидуальный предприниматель, участвующий в торгах. В отношении участника торгов на день подачи заявки не должно быть применено административное наказание в виде приостановления деятельности, предусмотренное КоАП РФ.
Организатор торгов не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные законодательством, требования к участникам конкурса или аукциона (п.п. 23 - 25 Правил, п. 1 разъяснений ФАС России от 01.11.2011).
Определение победителя конкурса подразделяется на несколько этапов:
- подача заявок на участие в конкурсе;
- рассмотрение заявок и направивших их лиц на предмет соответствия требования к конкурсной документации и к участникам конкурса, принятие решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в таком допуске;
- оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе для определения лучших условий исполнения договора (разделы X - XIII Правил).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 86 Правил).
Аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона, предмета договора, его начальной (минимальной) цены и "шага аукциона", после чего аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора. Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора или после заявления действующего правообладателя о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора (п. 141 Правил).
Порядок подачи заявок на участие в аукционе установлен разделом XVIII Правил, а порядок рассмотрения заявок аукционной комиссией - разделом XIX Правил. Указанные процедуры осуществляются до объявления аукционистом о начале проведения аукциона.
Торги, проведенные с нарушением требований ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также заключенные по результатам таких торгов сделки могут быть признаны судом недействительными, в том числе, по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с таким иском при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Срок исковой давности по таким требованиям составляет один год и начинает течь со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (постановление ФАС Уральского округа от 28.08.2012 N Ф09-6277/12).
К порядку проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций нормы ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и Правил не применяются. Проведение таких торгов регулируется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании общих правил ст.ст. 447 - 449 ГК РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12, ФАС Поволжского округа от 04.07.2013 N Ф06-3918/13). Однако при их проведении необходимо учитывать требования ст. 17 Закона о защите конкуренции о недопустимости действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов (письмо ФАС России от 26.10.2012 N АК/35008).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах