Порядок направления претензии по договору при досудебном урегулировании спора
Смотрите в этом материале:
- какие правила применяются к направлению претензии;
- каким способом может быть направлена претензия;
Нормы, подлежащие применению при направлении претензии
При составлении и направлении претензии применяются правила, установленные ст. 165.1 ГК РФ (п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18, далее - Постановление N 18). Поэтому претензия, как и иное юридически значимое сообщение, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, претензия считается доставленной, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 (далее - Постановление N 25), см., например, определение ВС РФ от 06.08.2019 N 16-КГ19-19, постановление Девятого ААС от 16.07.2021 N 09АП-33957/21). В такой ситуации датой вручения претензии считается последний день срока хранения почтового отправления в отделении связи (см., например, постановления Семнадцатого ААС от 30.09.2021 N17АП-11448/21, Десятого ААС от 20.11.2019 N 10АП-19813/19).
Способы направления претензии
Претензия может быть направлена различными способами (см. п. 12, 13 Постановления N 18):
- вручена адресату лично;
- направлена ему посредством почтовой связи (как заказным письмом, так и ценным письмом с описью вложения); при этом направление претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 9 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020 (далее - Обзор), см., например, постановление Восемнадцатого ААС от 13.08.2021 N 18АП-7536/21);
- направлена посредством иных служб доставки (см., например, постановления Девятого ААС от 20.03.2017 N 09АП-5247/17, Двадцатого ААС от 12.03.2021 N 20АП-1008/21, Второго ААС от 30.08.2019 N 02АП-6455/19);
- с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах) исключительно в случае, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом (см. также п. 5 Обзора, п. 65 Постановления N 25, постановления АС Дальневосточного округа от 12.03.2021 N Ф03-6043/20, Восемнадцатого ААС суда от 14.09.2021 N 18АП-13106/21, Тринадцатого ААС от 04.10.2021 N 13АП-26920/21, Девятого ААС от 22.09.2021 N 09АП-57146/21).
Исходя из разъяснений, данных в п. 65 Постановления N 25, досудебный порядок урегулирования спора является соблюденным в случае направления претензии по адресу электронной почты (в частности, указанному в договоре либо на официальном сайте лица в случаях, когда необходимость указания адреса электронной почты предусмотрена нормативным правовым актом), когда можно достоверно установить отправителя претензии и лицо, которому она была направлена (см., например, постановление Двадцатого ААС от 09.11.2021 N 20АП-7325/21). Суды также обращают внимание на тот факт, что переписка велась с корпоративных электронных адресов контрагентов (см., например, постановление Девятого ААС от 26.10.2021 N 09АП-59724/21).
Адрес, по которому направляется претензия
По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение (в том числе, претензия) должно быть направлено:
- если оно адресовано гражданину - по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю; при этом если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу;
- если оно адресовано индивидуальному предпринимателю - по адресу, указанному в ЕГРИП либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем;
- если оно адресовано юридическому лицу - по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ) либо по адресу, указанному самим юридическим лицом;
- если оно адресовано иностранному юридическому лицу, и у такого лица есть представитель на территории РФ, сообщения, доставленные по адресу представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (см. п. 63 Постановления N 25, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2020 N Ф02-1272/20, Восьмого ААС от 15.11.2021 N 08АП-10845/21, Пятнадцатого ААС от 17.11.2020 N 15АП-17032/20, АС Северо-Кавказского округа от 26.08.2021 N Ф08-8646/21).
В п. 4 Обзора также подчеркивается, что направление претензии по адресу, указанному в договоре, является допустимым (см., например, постановления АС Московского округа от 23.08.2019 N Ф05-13010/19, Третьего ААС от 15.09.2021 N 03АП-5134/21). В случае, если в договоре указан фактический адрес стороны, направление претензии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, также признается допустимым (постановление Одиннадцатого ААС от 27.08.2021 N 11АП-12326/21).
В то же время, как разъяснено в п. 64 Постановления N 25, договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом. В таком случае направление сообщения по иному адресу или иным способом не может считаться надлежащим, если лицо, направившее сообщение не знало и не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре является недостоверным. Такой подход применим и к направлению претензий (см., например, постановления АС Центрального округа от 25.10.2018 N Ф10-5012/18).
В случае возникновения спора с участием филиала (представительства) ответчика направление истцом претензии только по адресу такого филиала (представительства) будет являться достаточным, если исковые требования вытекают из отношений, связанных с деятельностью филиала (представительства) (п. 11 Постановления N 18, см., например, решения АС Краснодарского края от 14.10.2021 N А32-39600/2020, АС г. Москвы от 29.09.2021 N А40-164582/2021).
Адресат претензии, своевременно получивший и установивший ее содержание, не вправе ссылаться на то, что претензия была направлена по неверному адресу или в ненадлежащей форме (п. 63 Постановления N 25, см., например, постановление Пятнадцатого ААС от 21.05.2021 N 15АП-7593/21).
Доказывание факта направления претензии
В силу ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ бремя доказывания факта направления обращения лежит на истце.
Анализ судебной практики показывает, что доказательствами направления претензии могут служить, например:
- При вручении претензии лично контрагенту - отметка "получил", сделанная получателем на письме с указанием даты получения и подписи (постановления Четвертого ААС от 17.07.2018 N 04АП-3438/18, Десятого ААС от 23.03.2020 N 10АП-2584/20, Справка по результатам изучения Мурманским областным судом в 2018 году судебной практики применения судами положений об обязательном претензионном (досудебном) порядке урегулирования спора).
- При направлении претензии почтой - текст претензии вместе с почтовой квитанцией о ее отправке либо с почтовым уведомлением о вручении, сведения из реестра почтовых отправлений о направлении претензии ответчику (Справка по результатам изучения Мурманским облсудом в 2018 году судебной практики применения судами положений об обязательном претензионном (досудебном) порядке урегулирования спора), копия претензии, почтовая квитанция, уведомление о вручении уполномоченному лицу (постановления АС Поволжского округа от 11.12.2017 N Ф06-26985/17, АС Волго-Вятского округа от 23.12.2019 N Ф01-6255/19). При этом если почтовое отправление было утеряно почтовой службой и не поступило в почтовое отделение адресата, досудебный порядок урегулирования спора не считается соблюденным (см., например, постановление Девятнадцатого ААС от 02.09.2021 N 19АП-3122/21).
- При направлении претензии посредством службы доставки, курьерской службы - накладная об отправке с уведомлением о вручении (постановление Девятого ААС от 20.03.2017 N 09АП-5247/17), экспедиторская расписка (постановление Двадцатого ААС от 12.03.2021 N 20АП-1008/21), накладная и кассовый чек (постановление Одиннадцатого ААС от 09.01.2020 N 11АП-18467/19).
- При направлении претензии с использованием информационно-телекоммуникационной сети - сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения (п. 13 Постановления N 18, см., например, постановления Восемнадцатого ААС суда от 14.09.2021 N 18АП-13106/21, Девятого ААС от 26.10.2021 N 09АП-59724/21), нотариально заверенные переписка сторон, скриншоты (постановление Тринадцатого ААС от 04.10.2021 N 13АП-26920/21). В отдельных случаях суды приходят к выводу, что документы об отправке претензии посредством электронного сообщения и телефонного мессенджера не содержат достаточной информации, позволяющей установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано, номер телефона получателя также не установлен (см., например, постановление Десятого ААС от 06.04.2021 N 10АП-5840/21).
В свою очередь, ответчик вправе представить доказательства того, что истцом в его адрес направлялось не обращение, а иная документация (п. 12 Постановления N 18, см., например, постановление Семнадцатого ААС от 09.09.2021 N 17АП-11889/21). Такими доказательствами не могут служить акты, составленные в одностороннем порядке (см., например, постановление Второго ААС от 30.08.2019 N 02АП-6455/19).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах