С кем должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, если имущество передано в аренду
Региональным оператором по обращении с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником таких отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ).
Региональные операторы по обращению с ТКО (далее - региональные операторы) заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ). Согласно п. 4 той же статьи собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
На практике нередко возникает вопрос о том, кто обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если нежилое здание, сооружение, помещение в нежилом здании, иной объект, в связи с эксплуатацией которого образуются отходы, передан в аренду: собственник этого объекта или его арендатор.
В связи с этим необходимо прежде всего разграничить понятия "собственник твердых коммунальных отходов" и "собственник объекта недвижимости, в связи с использованием которого образуются ТКО". Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона N 89-ФЗ). Однако гражданское законодательство не содержит критериев, позволяющих установить, у какого лица изначально возникает право собственности на ТКО.
К твердым коммунальным отходам относятся, в частности, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый п. 1 ст. 1 Закона N 89-ФЗ). Поскольку отходы образуются в процессе деятельности юридического или физического лица, в частности, связанной с эксплуатацией зданий, сооружений и иных объектов (см. пп. 1, 2 ст. 10 Закона N 89-ФЗ), то, как представляется, собственником отходов должно признаваться то лицо, в связи с деятельностью которого образуются эти отходы.
В отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (помимо жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов), а также на земельных участках региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (подп. "в" п. 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее - Правила).
При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора (п. 8.2 Правил).
В случае заключения упомянутого договора по заявке потребителя к ней прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком (подп. "а" п. 8.7 Правил).
Поскольку арендатор получает от арендодателя имущество во временное владение и (или) пользование (ст. 606 ГК РФ), между региональным оператором и арендатором имущества, в связи с эксплуатацией которого образуются ТКО, может быть заключен договор об оказании услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем, по вопросу об обязанности арендатора заключить такой договор и, соответственно, наличия у регионального оператора права требовать от арендатора заключения этого договора в судебной практике сформулирована следующая позиция: презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости, в результате деятельности которого образуются ТКО. Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о собственнике имущества (по смыслу ст. 210 ГК РФ). Вместе с тем, указанная презумпция является опровержимой и может быть опровергнута при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В таком случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения (определение ВС РФ от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063, п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023 (далее - Обзор).
В этой связи суды применяют тот же правовой подход, который сложился по вопросу обязанности арендаторов зданий (нежилых помещений) оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги: в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения (постановление Семнадцатого ААС от 17.01.2023 N 17АП-16036/22).
Как следствие, предъявление требований регионального оператора непосредственно к арендатору помещения (здания) допустимо только в ситуации, когда между указанными лицами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО (постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.10.2023 N Ф04-4787/23, см. также постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.10.2023 N Ф04-5124/23). Иными словами, региональный оператор вправе требовать от арендатора недвижимости исполнения обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО в рамках уже возникших договорных отношений (постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.10.2023 N Ф04-4261/23). Если арендатор не заключил соответствующий договор с региональным оператором, обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО несет собственник объекта недвижимости (постановление Одиннадцатого ААС от 11.10.2023 N 11АП-13630/23).
Представляется, что применение к отношениям в сфере обращения с ТКО того же подхода, который сформировался по вопросу о распределении между арендодателями и арендаторами зданий (помещений) обязанности оплачивать коммунальные услуги, не вполне оправдано. Поставка коммунальных ресурсов в здание (помещение) обусловлена наличием инженерных коммуникаций и параметрами подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, которые определяет не арендатор. Между тем, образование ТКО в определенном объеме в связи с эксплуатацией объектов недвижимости, переданных в аренду, зависит исключительно от деятельности арендатора. Можно также отметить, что в ЕГРН отражаются (и следовательно, могут быть доступны для регионального оператора) сведения об аренде недвижимого имущества в случаях, когда договор аренды подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 69, пп. 114 - 121 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241). Поэтому более оправданным видится подход, предполагающий, что по общему правилу обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО несет лицо, в законном владении (или) пользовании которого находится здание (сооружение, помещение), вне зависимости от оснований владения (пользования) (см. постановление АС Центрального округа от 02.08.2021 N Ф10-2577/21). Косвенно этот вывод следует и из подп. 7.3 п. 7 упомянутого выше Обзора, в котором отражена ситуация, когда суд удовлетворил иск о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО с арендатора нежилого здания, установив, что собственник недвижимости (арендодатель) своевременно в порядке п. 8.2 Правил уведомил регионального оператора о передаче принадлежащего ему здания в аренду, региональный оператор обладал необходимой информацией, позволяющей идентифицировать как самого арендатора, так и вид осуществляемой им деятельности, а также не имеется сомнений в реальности арендных отношений, не нацеленных на недобросовестное уклонение от оплаты услуг по обращению с ТКО, и действительном осуществлении арендатором как самостоятельным субъектом экономического оборота хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Однако на практике определение лица, обязанного оплачивать услуги регионального оператора, зависит от многих особенностей. Суды обращают внимание, в частности, на наличие документального подтверждения того, что объекты недвижимости переданы в аренду, а также на условия договора аренды (при наличии) относительно того, какая из сторон несет расходы по обращению с ТКО (постановления АС Северо-Западного округа от 26.10.2023 N Ф07-12791/23, Одиннадцатого ААС от 18.08.2023 N 11АП-11691/23, решение АС Республики Мордовия от 20.02.2023 по делу N А39-9045/2022). Нельзя также не учитывать изложенную выше позицию, сформировавшуюся на сегодняшний день в судебной практике, исходя из которой в отсутствие договора с региональным оператором, заключенного арендатором, обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО несет собственник недвижимости, переданной в аренду.
Поэтому, если арендодатель недвижимого имущества желает возложить на арендатора обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО, целесообразно включить соответствующие условия в договор аренды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах