Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий
Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий регламентируется п. 2 ст. 154 НК РФ. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В то же время, в п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Иными слова налоговая база равна сумме, предъявляемой к оплате покупателям.
В свою очередь, сами суммы полученных из бюджетов субсидий при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
Следует отметить, что контролирующие органы выделяют два вида субсидий в целях применения главы 21 НК РФ:
1) на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением льгот в отношении отдельных лиц. При получении такого рода субсидий оснований для исчисления НДС не возникает (см. письма ФНС России от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26, Минфина России от 26.03.2013 N 03-07-11/9457, от 08.02.2013 N 03-07-11/3144, от 07.05.2008 N 03-07-11/175, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2012 N А22-926/2011, ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А42-1074/2007, ФАС Уральского округа от 17.01.2008 N Ф09-11182/07-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2007 N А10-4927/06-Ф02-2385/2007, ФАС Поволжского округа от 05.04.2007 N А49-6006/06-283А/17).
2) на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) льготным категориям граждан. При получении таких субсидий, по мнению уполномоченных органов, необходимо исчислить НДС (см. письма Минфина России от 26.03.2013 N 03-07-11/9457, от 08.02.2013 N 03-07-11/3144, от 12.05.2010 N 03-07-11/172, от 06.09.2007 N 03-07-11/389, от 20.04.2007 N 03-07-11/123, от 30.03.2007 N 03-07-11/89, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, ФНС России от 18.06.2007 N 03-1-03/1164 и др.). Обоснованность такого подхода подтверждается и судебной практикой (см. постановления ФАС Московского округа от 22.06.2010 N КА-А40/5976-10, ФАС Центрального округа от 21.05.2010 N А35-9384/2009, ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 N А56-67664/2009).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах