НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию таможенного союза (далее - ТС) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться также:
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Если на основании договора (контракта) между налогоплательщиками государств - членов ТС товары ввозятся с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, уплата косвенных налогов, в частности НДС, осуществляется налогоплательщиком государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из Армении, Казахстана, Беларуси или Киргизии российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник товара должен уплатить НДС.
На основании п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1-13.5 Протокола. Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС:
1) товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
2) товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
3) товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров) (см. также письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).
Согласно п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства- члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
В соответствии с п. 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Иными словами, при ввозе товаров с территорий Армении, Белоруссии, Киргизии или Казахстана на территорию РФ применяются ставки НДС, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 164 НК РФ (п. 5 ст. 164 НК РФ), или освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 150 НК РФ.
При ввозе на территорию РФ с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов черных металлов НДС должен уплачиваться в общеустановленном порядке.
Однако Верховный Суд РФ в определениях от 28.12.2015 N 309-КГ-11310 и от 30.05.2016 N 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, статей 3, 7, 177, 149 150 НК РФ применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран-участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран-участниц ТС. В связи с этим при импорте товаров с территории государств - членов стран ЕАЭС необходимо учитывать положения не только ст. 150 НК РФ, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и ст. 149 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов с территорий государств - членов ЕАЭС возможно применение освобождения от налогообложения НДС (см. письма ФНС России от 08.12.2016 N СД-4-3/23473@, Минфина России от 17.02.2017 N 03-07-13/1/6359, от 08.08.2016 N 03-07-15/46408).
На основании п. 19 Протокола косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.