Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Особенности определения базы для начисления страховых взносов и ее предельной величины (по 31 декабря 2016 года)

Особенности определения базы для начисления страховых взносов и ее предельной величины (по 31 декабря 2016 года)

База для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов, осуществляющими выплаты физическим лицам, как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении данного физического лица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно, без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях.

В случае если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит выплаты данному физическому лицу по разным основаниям, например, по трудовому и гражданско-правовому договорам, то для определения базы для начисления страховых взносов в отношении данного работника учитываются все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года) (см. письмо Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 76-19).

Поскольку в базу по страховым взносам в части, уплачиваемой в ФСС России, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, то базы для исчисления страховых взносов в ПФР, ФФ ОМС и ФСС могут различаться.

Обратите внимание, что с 2014 года предельная величина базы для начисления взносов в ПФР и в другие фонды устанавливается и индексируется по-разному (ч. 5 и 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Впервые разные лимиты установлены на 2015 год постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670 000 руб., для взносов в ПФР - 711 000 руб. В 2016 году - в ФСС РФ - 718 000 руб., в ПФР - 796 000 руб. (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265). Кроме того, в отношении взносов в ФФ ОМС лимит с 2015 года не действует, взносы уплачиваются по тарифу 5,1% со всей величины базы.

О размерах предельной величины базы см. справку

Обратите также внимание на п. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением ВКС), применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 1,8%. На эти взносы распространяется лимит базы, установленный в ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ.


В письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 551-19 разъяснено, что если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, то в другом обособленном подразделении при определении базы страховых взносов должны учитываться выплаты, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении. Это значит, что для исчисления предельного размера выплат, по достижении которого страховые взносы не начисляются, база по каждому физическому лицу определяется в целом по предприятию вне зависимости от того, в каком обособленном подразделении он работал. Выплаты в пользу работника, произведенные обособленным подразделением, превышающие такой предельный размер, не включаются в базу для начисления страховых взносов. В то же время до тех пор, пока размер выплат по организации в целом не достигнет предельного размера, каждое обособленное подразделение, уплачивая за организацию страховые взносы, учитывает только те выплаты, которые начислены в этом подразделении, без учета осуществленных другими подразделениями.

При совмещении ЕНВД и общего режима налогообложения для исчисления размера базы страховых взносов, при превышении которого страховые взносы не взимаются, в отношении работника, занятого одновременно в видах деятельности, облагаемых в рамках различных налоговых режимов, организация учитывает все выплаты, производимые в пользу этого работника (см. письмо ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

В письме от 28.05.2010 N 1375-19 специалисты Минздравсоцразвития России разъясняют, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации. В постановлении Тринадцатого ААС от 01.02.2012 N 13АП-22511/11 отмечено, что письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 не является разъяснением в смысле, придаваемом этому понятию ч. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731. В то же время суд пришел к выводу, что описанный в письме порядок определения предельной величины базы для начисления страховых взносов прямо следует из норм Закона N 212-ФЗ.

Однако в случае, когда реорганизация предприятия произошла в форме присоединения без увольнения работников, суд, не согласившись с позицией контролирующих органов, пришел к выводу, что период и база для начисления страховых взносов определяются с учетом работы у прежнего работодателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2012 N Ф03-560/12).

Если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении этого физлица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях (см. письма Минтруда России от 12.11.2015 N 17-4/ООГ-1569, Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 76-19).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.