Освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов
Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов.
Минфин России поясняет, что поскольку НК РФ понятие "лом и отходы черных и цветных металлов" не раскрывает, то при применении пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ следует руководствоваться положениями соответствующих федеральных законов, стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) (см. письма Минфина России от 20.09.2016 N 03-07-11/54788, от 01.07.2011 N 03-07-07/32). В письме ФНС России от 03.06.2014 N ГД-4-3/10512@ также рекомендуется учитывать положения Межгосударственного стандарта "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" ГОСТ 1639-2009.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это:
- пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов,
- отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов,
- неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Пунктом 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий. См. также письма Минфина России от 17.07.2013 N 03-03-05/27903, от 07.04.2008 N 03-07-07/37.
В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов. Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения:
- заготовка - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации;
- хранение - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации;
- переработка - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
- реализация - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Однако Положения не распространяются на реализацию лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Лом цветных и (или) черных металлов может образоваться у предприятий как побочный результат производства или, например, при демонтаже оборудования, капитальных вложений и т. п. Налоговые органы разъясняют, что получение лицензии не требуется для реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у налогоплательщиков в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у других лиц, а также для оптовой реализации лома черных металлов лицами, не осуществляющими хранение лома черных металлов, его переработку, передачу на хранение и (или) переработку третьим лицам (см. письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889).
Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 по делу N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.
Судебные органы приходят к выводу, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 22.10.2010 по делу N А08-764/2009-16-20, ФАС Московского округа от 08.06.2009 N КА-А40/4842-09 и др.).
Таким образом, если налогоплательщик реализует лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ он может воспользоваться без лицензии (см. также письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555). В такой ситуации основанием для освобождения от НДС реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома в процессе производственной деятельности.
При ввозе на территорию РФ с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов черных металлов НДС должен уплачиваться в общеустановленном порядке.
Однако Верховный Суд РФ в определениях от 28.12.2015 N 309-КГ-11310 и от 30.05.2016 N 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, статей 3, 7, 177, 149 150 НК РФ применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран-участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран-участниц ТС. В связи с этим при импорте товаров с территории государств - членов стран ЕАЭС необходимо учитывать положения не только ст. 150 НК РФ, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и ст. 149 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов с территорий государств - членов ЕАЭС возможно применение освобождения от налогообложения НДС (см. письма ФНС России от 08.12.2016 N СД-4-3/23473@, Минфина России от 17.02.2017 N 03-07-13/1/6359, от 08.08.2016 N 03-07-15/46408).
В случае ввоза лома и отходов металлов в Россию с территорий за пределами Таможенного союза, НДС уплачивается на таможне на общих основаниях. Если лом, ввезенный на территорию РФ, подлежит реализации, НДС, уплаченный налогоплательщиком при его ввозе, к вычету не принимается, а в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ учитывается в стоимости данного товара (см. письмо Минфина России от 06.03.2017 N 03-07-08/12513).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах