НДФЛ с доходов работников - граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)
При налогообложении доходов иностранного работника следует учитывать положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник (ст. 7 НК РФ).
С 1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор). Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство-член (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения этой статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов. Таким образом, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Армении, Белорусии, Казахстана, Киргизии облагаются по налоговой ставке 13% с первого дня их работы на территории РФ. См. также письма Минфина России от 05.05.2015 N 03-04-05/25727, от 27.01.2015 N 03-04-07/2703.
При этом в письме Минфина России от 21.03.2017 N 03-04-05/16283 отмечается, что для применения ставки 13% работник должен быть не просто гражданином государства - члена ЕАЭС, а налоговым резидентом (лицом с постоянным местопребыванием) этой страны. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом (лицом с постоянным местопребыванием) государства - члена ЕАЭС относятся к компетенции соответствующих органов этой страны. Из этого разъяснения можно сделать вывод, что для применения ставки 13% к доходам иностранца из ЕАЭС следует какм-то образом удостовериться в его налоговом резидентстве одной из стран ЕАЭС.
В письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41341 разъяснено, что термин "работа по найму" должен применяться в отношении любой трудовой деятельности граждан ЕАЭС. В соответствии со ст. 96 Договора под трудовой деятельностью понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства. Из положений п. 1 ст. 702 ГК РФ, ст. 2 и п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ следует, что термин "работа по найму" относится к трудовому договору и гражданско-правовому договору. Таким образом, по мнению Минфина России, положения ст. 73 Договора применяются и к доходам, полученным по гражданско-правовым договорам. То есть выплаты по таким договорам облагаются по ставке НДФЛ 13% в том же порядке, что и выплаты по трудовым договорам.
Обратите внимание, если по итогам налогового периода (года) сотрудник организации (в том числе из страны ЕАЭС) не имеет статуса налогового резидента России (находился в РФ менее 183 дней), его доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%. Доходы сотрудников, по итогам налогового периода признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению по ставке в размере 13 процентов (см. также письмо Минфина России от 10.06.2016 N 03-04-06/34256).
В письмах ФНС России от 15.03.2016 N БС-4-11/4273@, от 15.03.2016 N БС-4-11/4272@ разъяснено, как заполнять поле "Статус налогоплательщика" в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников - граждан государств - членов ЕАЭС. При заполнении Справок по форме 2-НДФЛ в отношении работников - граждан государств ЕАЭС, признаваемых по итогам налогового периода налоговыми резидентами Российской Федерации, в поле "Статус налогоплательщика" необходимо указывать код статуса 1. Если же работник - гражданин государства ЕАЭС не признан на конец года налоговым резидентом РФ и не попадает под определения по кодам статуса 3-5 (ВКС, беженец, добровольный переселенец и пр.), следует проставлять код статуса 2.
Соглашение с Республикой Беларусь в целях определения ставки НДФЛ
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее - Протокол).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве. См. также письмо Минфина России от 13.02.2017 N 03-04-05/7673.
Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.
Для целей определения статуса налогового резидента в общее время нахождения на территории РФ включается также документально подтвержденное время нахождения белорусских граждан в России, не связанное с работой по найму (п. 4 ст. 1 Протокола). В качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России (например трудовой договор с другим работодателем, копии авиа- и железнодорожных билетов, документы о регистрации гражданина Республики Беларусь по месту пребывания или месту жительства) (см. письма Минфина России от 28.09.2011 N 03-04-06/6-240, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, письмо ФНС РФ от 16.05.2006 N 04-2-05/3). Вместе с тем, в письме Минфина России от 27.06.2012 N 03-04-05/6-782 разъяснено, что отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает право нахождения физического лица в РФ, но не подтверждает фактическое время его нахождения на территории страны. Поэтому для подтверждения времени нахождения на территории России в наличии должны иметься и другие документы, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ. В письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-04-05/6-1426 предлагается время фактического нахождения белорусских граждан в России определять по данным внутреннего учета организации, например, по табелю учета рабочего времени, путевым (маршрутным) листам, приказам и т.п.
В случае прекращения гражданином Республики Беларусь работы по найму до истечения 183 дней его нахождения в РФ, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 ст. 1 Протокола, производится перерасчет налоговых обязательств указанного лица по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в РФ. Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются (п. 5 ст. 1 Протокола).
На основании положений Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 года не имеет значения, на какой срок был заключен трудовой договор с белорусским гражданином и был ли он прекращен ранее 183 дней. В любом случае трудовые доходы работников из Белоруссии облагаются НДФЛ по общей с российскими резидентами ставке 13%.
Отметим также, что в части налогообложения доходов от продажи имущества граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами РФ. Налогообложение граждан Белоруссии, также как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в РФ и, соответственно, резидентства (см. письмо Минфина России от 03.02.2014 N 03-04-05/4050).
По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Также следует иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сделанные в постановлении от 25.06.2015 N 16-П. Налоговый статус физического лица - исходя из критерия нахождения его в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев - точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории России в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Материалы, изученные Конституционным Судом РФ, свидетельствуют о том, что реализация положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, предусматривающего отличные от установленных НК РФ правила налогообложения, оказывается затруднительной. В правоприменительной практике установленные Протоколом к Соглашению критерии понимаются как подлежащие применению во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде - по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ, что приводит к их применению вопреки их действительному смыслу. Между тем, международным Соглашением установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физических лиц. Соответственно, и определение лиц, имеющих право воспользоваться таким налоговым регулированием, должно осуществляться на основании критериев, закрепленных в Протоколе, - вне связи с критериями, закрепленными в НК РФ. Иной подход противоречил бы целям и смыслу Соглашения и Протокола как его неотъемлемой части и фактически приводил бы к произвольному отказу России от взятых на себя международных обязательств.
Из этих рассуждений напрашивается вывод о том, что в отношении работников из Белоруссии налоговый статус не должен уточняться по итогам налогового периода.
ФНС России письмом от 05.03.2013 N ЗН-4-13/3634@ для сведения и использования в работе направило письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.02.2013 N 4-19/600 о компетентных органах и порядке подтверждения налогового резидентства в рамках применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах