Экспертиза при проведении камеральной налоговой проверки
Вопрос о правомерности назначения экспертизы в рамках камеральных налоговых проверок вызывает много споров. Дело в том, что право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков предусмотрено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ. Статья 88 НК РФ, регламентирующая порядок проведения камеральных налоговых проверок, не содержит положений, предусматривающих проведение экспертизы. А в ст. 95 НК РФ, определяющей процедуру проведения экспертизы, детально прописан порядок назначения экспертизы только в рамках выездной налоговой проверки.
В то же время п. 1 ст. 95 НК РФ допускает проведение экспертизы при любых формах налогового контроля. Согласно данной норме эксперт может быть привлечен для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. А камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).
На основании указанных норм ФНС России придерживается позиции, что проведение экспертизы в рамках проведения камеральной проверки правомерно (письмо от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 5).
Вместе с тем в п. 3 ст. 95 НК РФ (в редакции, действующей с 01 января 2012 года) установлено, что экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ.
Следовательно, назначение экспертизы в рамках камеральной проверки возможно только в случаях, предусмотренных НК РФ.
Так, на основании п. 8 ст. 262 НК РФ налоговый орган вправе назначать экспертизу в рамках камеральной проверки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) в целях проверки соответствия выполненных научных исследований или разработок перечню, установленному Правительством РФ.
Кроме того, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ налоговым органам дано право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться и экспертиза. Решение о назначении экспертизы принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.
Иные случаи проведения экспертизы в рамках камеральных проверок НК РФ не предусматривает.
Ранее п. 3 ст. 95 НК РФ предусматривал, что экспертиза назначается строго постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Словами "если иное не предусмотрено НК РФ" данная норма дополнена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ и в данной редакции действует с 01 января 2012 года.
В связи с этим нередко судьи указывали на неправомерность проведения экспертизы при камеральных проверках (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2009 N Ф09-5202/09-С3).
Однако единой позиции по вопросу правомерности назначения экспертизы в рамках камеральных проверок до настоящего времени судами не выработано. Так, в отдельных случаях судьи приходили и к противоположному выводу, указывая, что привлечение эксперта возможно при осуществлении налогового контроля в любой его форме, в том числе и при проведении инспекцией камеральной налоговой проверки. При этом, поскольку ст. 95 НК РФ установлен особый порядок привлечения эксперта при проведении налоговым органом выездной налоговой проверки, то в случае проведения камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствует обязанность по соблюдению процедуры привлечения эксперта, установленной для выездной налоговой проверки (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2008 по делу N А14-3176/2007110/25).
В то же время судьи отказывают налоговым органам в удовлетворении ходатайств о назначении экспертизы в ходе судебного разбирательства, указывая на то, что такая экспертиза должна была быть проведена в рамках камеральной налоговой проверки (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 N Ф04-4563/2009(11936-А03-42) и от 12.07.2010 по делу N А27-23077/2009, Седьмого ААС от 13.11.2012 N 07АП-9079/12).
Хочется отметить, что с момента действия нормы п. 3 ст. 95 НК РФ в новой редакции уже появились судебные решения, в которых судьи также указывают на недопустимость проведения экспертизы в рамках камеральной проверки в случаях, не определенных НК РФ (см., например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 19АП-5743/12). При этом суды единодушны в том, что ограничений на проведение экспертизы в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки НК РФ не содержит (постановления ФАС Центрального округа от 31.07.2012 N Ф10-2306/12, ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2011 N Ф07-13975/2010).
Однако с учетом позиции ФНС России, приведенной в вышеназванном письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (вопрос 5), вопрос о правомерности назначения экспертизы в рамках проведения камеральных проверок в случаях, не предусмотренных НК РФ, пока остается неразрешенным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах