Налоговая база по земельному налогу
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссии).
В соответствии с п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. См. письма Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
История вопроса
До 1 марта 2015 года в случаях, если кадастровая стоимость земли не была определена, в целях уплаты земельного налога применялась нормативная цена земли (см. письма Минфина России от 25.09.2013 N 03-05-06-02/39682, от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35289, от 15.08.2012 N 03-05-05-02/85, от 04.07.2012 N 03-05-05-02/75 и др., п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54).
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда (см. письмо Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809). При этом изменения, внесенные в государственный кадастр, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то эта кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость (см. письма Минфина России от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, от 13.09.2012 N 03-05-06-02/65). Иными словами, если судебным решением кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ на начало налогового периода (в том числе предыдущего), признана равной рыночной стоимости, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету (см. письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854). Например, если в 2012 году суд уменьшил кадастровую стоимость участка до рыночной на 1 января 2010 года, пересчитать налоговую базу можно за 2010, 2011 и 2012 годы. См. также письмо Минфина России от 05.09.2013 N 03-05-05-02/36540.
В случаях, когда кадастровая стоимость, определенная в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения в текущем налоговом периоде, эта кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде (см. письмо ФНС России от 15.04.2014 N БС-4-11/7177), а если кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде (см. письма Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809, от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17).
При отмене органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (см. письма Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/97, от 28.03.2012 N 03-05-04-02/27). Это же относится к ситуации снижения ставок (см. письмо ФНС России от 29.05.2013 N БС-4-11/9688).
С 1 января 2015 года действует новый п. 8 ст. 391 НК РФ, в котором установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу для Крыма и Севастополя. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. См. также письмо ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/10412@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах