Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ)
Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, установлена ст. 129.1 НК РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
С 01.01.2017 к ответственности, предусмотренной указанной нормой, будут привлекать и тех налогоплательщиков, которые проигнорируют требования налогового органа о представлении пояснений по декларациям (расчетам) в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ либо представят их по истечении пятидневного срока (п. 1 ст. 129.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Календарным годом признается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 или 366 дней. Соответственно, если в течение календарного года лицо ни разу не привлекалось к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, наказывать его по п. 2 ст. 129.1 НК РФ нельзя (письмо ФНС России от 07.08.2015 N АС-4-7/13863@).
Ответственность по ст. 129.1 НК РФ может наступить только при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
Необходимо различать ответственность по ст. 126 НК РФ и ст. 129.1 НК РФ.
По ст. 126 НК РФ ответственность несет сам налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), не представивший в установленный срок по запросу налогового органа соответствующие документы и (или) иные сведения.
По ст. 129.1 НК РФ ответственность несут иные категории лиц, которые обязаны сообщать необходимые сведения налоговому органу, но не на основании поступившего от него запроса, а в силу закона (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
С 01.01.2014 года в связи с изменениями, внесенными федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ в п. 6 ст. 93.1 НК РФ, разграничивается ответственность:
1) за непредставление (несвоевременное представление) истребуемых при проведении налоговой проверки документов;
2) за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.
Соответственно, в первом случае налоговые санкции будут взиматься по ст.126 НК РФ, а во втором - по п. 1 или п. 2 ст.129.1 НК РФ.
К ответственности по п. п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ могут быть привлечены следующие лица:
- регистрирующие органы, учреждения, организации, обязанные представлять в налоговые органы соответствующие сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц, в силу ст. 85 НК РФ;
- органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, обязанные представлять в налоговые органы сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора (п. 1 ст. 333.6 НК РФ);
- контрагенты или иные лица, располагающие документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на основании ст. 93.1 НК РФ. При этом ст. 93.1 НК РФ не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами" (п. 12 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309). Так, по мнению Минфина России, к ответственности по ст. 129.1 НК РФ возможно привлечь также и физическое лицо - работника организации (письмо Минфина России от 18.07.2012 N 03-02-08/58);
- лица, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций (расчетов), в случае непредставления пояснений по требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 88 НК РФ.
По мнению судей, ответственность по п. 1 или п. 2 ст.129.1 НК РФ наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их количества. В связи с чем штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах установленной санкции, а не за каждый факт непредставления сведений (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2008 N А33-799/2008-Ф02-3653/2008 (Определением ВАС РФ от 08.10.2008 N 12942/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
Судьи также указывают на недопустимость расширительного толкования правовых норм, содержащихся в ст.ст. 93, 93.1, 129.1 НК РФ, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности по п. 1 или п. 2 ст.129.1 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2012 N Ф04-4141/12). Учитывая, что правонарушением признается именно нарушение сроков представления необходимых сведений, своевременное представление лицом копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2012 N Ф04-4141/12).
Основания, по которым суды также могут отказать в привлечении лиц к ответственности по п. 1 или п. 2 ст.129.1 НК РФ, перечислены в таблице:
Основания | Судебные решения |
Отсутствие в требовании налогового органа конкретного перечня запрашиваемых документов, их реквизитов и иных иных индивидуализирующих признаков (не указано наименование лиц (контрагентов), о которых запрашиваются сведения, их ИНН и КПП) | постановления Девятого ААС от 26.03.2012 N 09АП-4559/12; от 17.02.2012 N 09АП-636/12 |
Отсутствие в требовании налогового органа сведений о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация), в связи с чем запрашивается информация, касающаяся взаимоотношений налогоплательщика, отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы | постановления ФАС Уральского округа от 27.01.2012 N Ф09-8983/11; ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2011 N Ф04-2381/11 |
Истребование в рамках "встречной" проверки карточек бухгалтерских счетов (регистров бухгалтерского учета), предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, т.к. информация, отраженная в указанных документах не свидетельствуют о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств | постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 N Ф02-241/13; ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 N Ф07-20/11 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах