Продление срока выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Такое право предоставлено налоговым органам в п. 6 ст. 89 НК РФ.
Из указанной нормы прямо следует, что продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях - шесть месяцев (письма Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328, от 11.07.2011 N 03-02-07/1-234).
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (абз. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ).
C 12 июня 2015 года налоговые органы руководствуются в своей работе обновленными Основаниями и порядком продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - Основания), утверждеными приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, которые по сути повторяют ранее действовавшие Основания, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться (п. 2 Оснований):
1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
- менее четырех обособленных подразделений - до 4-х месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации;
- четыре и более обособленных подразделения - до 4-х месяцев;
- десять и более обособленных подразделений - до 6-ти месяцев;
5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной(повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Устанавливая возможность продления срока проверки до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев, НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность обосновать причины такого продления, а в случае продления срока до шести месяцев - их исключительность.
Для решения вопроса о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, направляется мотивированный запрос о продлении ее срока в вышестоящий налоговый орган (п. 2 Оснований).
К сведению: Данный мотивированный запрос является документом для служебного пользования, его непредставление налогоплательщику не является нарушением прав проверяемого (постановление ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-5923/10-С3).
Решение о продлении сроков проверки (повторной выездной), в отличие от решения о ее проведении, выносит руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа (ФНС России или ФНС России по субъекту РФ).
Руководитель (заместитель руководителя) ФНС России принимает указанное решение в следующих ситуациях:
- при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.
Рекомендуемая форма решения о продлении срока выездной налоговой проверки приведена в приложении N 2 к приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@.
Причем, поскольку форма решения носит рекомендательный характер, ее несоблюдение не влечет признание действий по продлению срока проведения проверки незаконными при условии, что налоговыми органами соблюдены основания и порядок продления срока проведения проверки (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2009 N А42-4588/2008, определением ВАС РФ от 05.06.2009 N 6298/09 отказано в передаче этого дела для пересмотра в порядке надзора).
НК РФ ограничен лишь общий срок продления срока проведения выездной налоговой проверки. Поэтому возможно неоднократное обоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки общим сроком до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).
Поскольку обоснованность причин продления сроков выездной налоговой проверки носит оценочный характер, правомерность такого продления нередко приводит к судебным спорам. Суды при решении таких вопросов исходят из того, что в качестве достаточного основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки возможно признание любого из установленных обстоятельств как в совокупности, так и в отдельности. Наличие исключительности ситуации подлежит оценке в каждом конкретном случае в ходе принятия соответствующих правоприменительных решений. Такого мнения придерживаются суды (см. решение ВАС РФ от 21.07.2010 N ВАС-7688/10, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6366/11).
Так, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6366/11 судьи сочли достаточными основаниями для продления срока проверки до 6 месяцев такие обстоятельства, как наличие у налогоплательщика разветвленной организационно-хозяйственной структуры, его вхождение в двадцатку крупнейших производителей; необходимость направить контрагентам налогоплательщика более 400 поручений по встречным проверкам, значительные период проверки (3 года) и объем проверяемых и анализируемых документов.
Возможность продления сроков самостоятельной выездной проверки филиалов или представительств в абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ не установлена.
Установленный срок выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (не более 2-х месяцев) увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 18 ст. 89, п. 5 ст. 89.1 НК РФ). Указанная норма п. 5 ст. 89.1 НК РФ предполагает, что максимальный срок такой проверки может быть определен изначально, не требует принятия решения о ее продлении на число месяцев, равное числу участников группы, и не предполагает в дальнейшем его продления сверх указанного срока в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 89 НК РФ (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).
Срок выездной проверки инвесторов по соглашению о разделе продукции или операторов соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может превышать 6 месяцев, а в случае наличия филиалов и представительств увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 16 ст. 89, п. 3 ст. 346.42 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах