Порядок направления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, процентов (адрес, способы передачи)
Требование об уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) может быть направлено налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) (п. 5 ст. 69, п. 10 ст. 101.4 НК РФ):
- налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
- налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения.
Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает следующие варианты передачи требования:
- лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю);
- по почте заказным письмом;
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.
При этом НК РФ не установлена какая-либо очередность использования налоговым органом способов передачи требования об уплате налога (письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-02-08/21)*(1). То есть требование может быть направлено любым из предусмотренных способов.
Особенности при разных вариантах направления требования:
1. Передача требования налогоплательщику (его представителю) лично под расписку.
1) Требование формируется в письменном виде по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@:
- в приложении N 2 - для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- в приложении N 3 - для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
2) Получение требования удостоверяется (непосредственно в нём) подписью получившего лица с указанием его Ф.И.О. и даты получения. Отражение соответствующих реквизитов в требовании предусмотрено установленными формами требования.
2. Направление требования по почте.
1) Сформированное по установленной форме в письменном виде требование направляется исключительно заказным письмом.
2) Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. С учетом положений п. 2 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ указанный срок отсчитывается со следующего дня после дня отправки письма и исчисляется в рабочих днях.
То есть, соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, определение КС РФ от 08.04.2010 N 468-О-О). Фактическое неполучение требования адресатом не может быть поставлено в вину налоговому органу, если оно направлено по достоверному (действительному) адресу (постановления Пятнадцатого ААС от 19.02.2014 N 15АП-11628/13, Шестнадцатого ААС от 17.02.2014 N 16АП-4372/13, Двенадцатого ААС от 17.01.2014 N 12АП-10829/13).
НК РФ установлен единый подход к определению почтового адреса налогоплательщика, а именно, адрес, по которому налоговый орган направляет документы, используемые им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, должен соответствовать адресу регистрации налогоплательщика.
Направление документов (в т.ч. и требования об уплате налога) почтовым отправлением осуществляется налоговым органом (п. 5 ст. 31 НК РФ):
- российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;
Пункт 3 ст. 54 ГК РФ прямо устанавливает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Аналогичные разъяснения были приведены ранее в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61. ВАС обратил внимание, что юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
До внесения изменений в ГК РФ и выхода постановления Пленума ВАС, указанных выше, суды в отдельных случаях считали возможным направление требования по иному адресу (почтовому или адресу фактического местонахождения налогоплательщика), при условии, что он известен налоговому органу (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 N А78-6367/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-995/08-338А (определением ВАС РФ от 12.08.2008 N 5436/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ))
- иностранной организации - по адресу места осуществления деятельности на территории РФ, указанному в ЕГРН.
- иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, имеющей на территории РФ объект недвижимого имущества на праве собственности - по любому из следующих адресов:
а) адресу места нахождения объекта недвижимого имущества;
б) адресу, предоставленному налоговому органу.
Указанные организации внесены в перечень Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ, изменения вступают в силу с 05.12.2014.
Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте официальной корреспонденции, утверждается ФНС России (п. 5 ст. 31 НК РФ). На сегодняшний день форма такого заявления утверждена только для физических лиц.
Индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам, физическим лицам, не являющимся ИП (далее - физические лица), НК РФ также предоставляет право выбрать адрес, по которому налоговый орган будет направлять необходимые документы. Это:
а) адрес места жительства (пребывания);
б) предоставленный налоговому органу адрес, содержащийся в ЕГРН.
Сообщить выбранный адрес указанные физические лица могут путем направления в налоговый орган заявления по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@.
Форма предусматривает указание:
- адреса места жительства (места пребывания) в РФ;
- адреса для направления документов;
- периода времени, в течение которого документы налоговых органов могут направляться по указанному в заявлении адресу.
Заявление можно направить в инспекцию и в электронной форме. Рекомендуемый формат утвержден приказом ФНС России от 01.08.2014 N ММВ-7-6/408@.
3) Заказные письма принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции, в которой указывается идентифицирующая отправление информация, и вручаются адресату (законному представителю) с его распиской в получении (пп. "б" п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи*(2)).
Поэтому в качестве подтверждения направления налоговым органом требования по почте суды признают (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.11.2013 N Ф08-6784/13, ФАС Центрального округа от 21.11.2012 N Ф10-4068/12, ФАС Московского округа от 20.06.2011 N Ф05-5099/11, от 09.02.2011 N КА-А41/18193-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2011 по делу N А58-2815/10):
- реестры о принятии почтовой корреспонденции к рассылке с оттиском почтового отделения;
- указание в этих реестрах идентифицирующих реквизитов направляемых требований;
- подтверждение рассылки почтовых отправлений почтовым отделением.
Реестры почтовых корреспонденций или квитанции, из которых невозможно установить какая именно корреспонденция направлялась соответствующим заказным письмом, признаются судами ненадлежащим доказательством направления спорного требования (постановление ФАС Московского округа от 28.06.2012 N Ф05-6234/12).
4) В случае необходимости налогоплательщик может получить у налогового органа информацию о дате отправки требования (приема его почтой), а также сообщить о его неполучении (письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-02-07/1-91).
Кроме того, норма п. 6 ст. 69 НК РФ не исключает право лица доказывать факт неполучения требования, направленного, в том числе, в установленном порядке (ст. 137 НК РФ, письмо Минфина России от 25.06.2010 N 03-02-08/43, определение КС РФ от 08.04.2010 N 468-О-О, также см. постановления Пятнадцатого ААС от 04.04.2014 N 15АП-777/14, Четвертого ААС от 27.03.2014 N 04АП-168/14, Первого ААС от 05.02.2014 N 01АП-7618/13).
3. Передача в электронной форме по ТКС
1) Требование передается по формату, установленному приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@ и в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (далее - Порядок).
2) Оно считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика (КЭП). А дата, указанная в этой квитанции, считается датой получения требования (п.п. 12, 13 Порядка).
3) В налоговом органе требование предварительно формируется на бумажном носителе, однако налогоплательщику в бумажном виде дополнительно не направляется (за исключением случая неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме) (п.п. 5, 15, 16, 19 Порядка).
4) Случаи, когда требование не считается принятым, определены п. 14 Порядка, а именно:
- если оно ошибочно направлено налогоплательщику;
- не соответствует утвержденному формату;
- в нем отсутствует (не соответствует) КЭП, позволяющая идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
4. Передача в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика
Датой получения требования в этом случае считается день, следующий за днем размещения его в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).
______________________________
*(1) Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ было предусмотрено направление требования об уплате налога по почте заказным письмом только в случае, если его невозможно передать налогоплательщику (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. В связи с этим ранее суды, разрешая налоговые споры, требовали от налоговых органов доказательств невозможности вручения требования лично налогоплательщику (либо уклонение последнего от его получения), прежде чем отправить его по почте. См., например, постановления ФАС Центрального округа от 21.11.2011 N Ф10-365/11, от 17.08.2010 по делу N А23-920/10А-14-44, ФАС Московского округа от 06.12.2011 N Ф05-9509/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2010 по делу N А78-8185/2009.
*(2) Утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234.
Тема
Требование об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
См. также
Место нахождения, адрес юридического лица
Порядок выставления требования об уплате налога при изменении места учета налогоплательщика
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах