Сверка расчетов с налоговым органом
В силу пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по:
- налогам;
- сборам;
- страховым взносам;
- пеням;
- штрафам;
- процентам,
а также на получение акта совместной сверки расчетов, которым оформляются результаты такой сверки. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ (далее - Приказ N ММВ-7-17/685@).
Такое же право есть и у плательщиков страховых взносов, сборов, и налоговых агентов (п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ).
Основным документом, регулирующим порядок проведения сверки расчетов в настоящее время является раздел 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденный приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 (далее - Регламент)*(1).
В целях исполнения Приказа N ММ-3-25/494@*(2) для налоговых органов были разработаны "Временные рекомендации по организации работы налоговых органов при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам", направленные письмом ФНС России от 26.12.2007 N ЧД-6-25/1005 (далее - Временные рекомендации). Временные рекомендации определяют методику проведения совместной сверки расчетов, устанавливают последовательность действий должностных лиц (сотрудников) налоговых органов при осуществлении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и носят для налогоплательщиков рекомендательный характер.
Несмотря на вступление в силу нового Приказа N ММВ-7-17/685@ Временные рекомендации пока не отменены.
При этом и Временные рекомендации, и положения Регламента содержат отсылки к отмененным формам документов, в том числе к недействующей форме акта сверки.
То есть, на сегодняшний день есть основания говорить об отсутствии актуального порядка проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного ФНС России.
Сверка расчетов может быть инициирована как налогоплательщиком (например, в целях недопущения возникновения неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом или недоимки), так и налоговым органом (например, в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога) (пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 7 ст. 45, п. 3 ст. 78 НК РФ). При этом если инициатива исходила от налогоплательщика, налоговый орган не вправе отказать в проведении такой сверки (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). В случае проведения сверки по инициативе налогового органа участие в ней является для налогоплательщика правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Исходя из п. 3 Регламента и Временных рекомендаций налоговые органы могут инициировать сверку расчетов, в частности, при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации.
С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику информационное письмо (уведомление) с предложением о проведении сверки расчетов. Если в установленные сроки налогоплательщик не отреагировал на уведомление налогового органа (не явился в налоговый орган, уклонился от получения уведомления или сформированного акта сверки и т.п.), акт сверки будет согласован налоговым органом в одностороннем порядке, а сверка будет считаться завершенной (п.п. 3.2, 3.3 Регламента, п. 1.2.13 Временных рекомендаций).
Приведем общий алгоритм проведения сверки расчетов по инициативе налогоплательщика (сверка расчетов по предложению налогового органа отличается по сути лишь оформлением основания её проведения).
1. Подача налогоплательщиком заявления о проведении сверки расчетов |
/-------------------\ | /---------------------\
| Заявление принято | | |Заявление не принято |
\-------------------/ | \---------------------/
| |
| |/----------------------------\
| ||Налогоплательщик вносит |
| \|корректировки (исправления) |
| |в заявление |
\----------------------------/
2. Налоговый орган формирует акт сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам |
3. Сформированный акт передается налогоплательщику для рассмотрения |
4. Налогоплательщик сверяет данные своего учета с данными, указанными налоговым органом в акте сверки |
/------------------------------\ /------------------------------\
| Расхождения не обнаружены | | Обнаружены расхождения |
\------------------------------/ \------------------------------/
|
| /------------------------------\
| |5. Акт (раздел I) возвращается|
| |с пометкой "Подписано с |
| |расхождениями" |
| \------------------------------/
|
| /------------------------------\
| |6. Выявляются причины |
| /-----------------|расхождений (формируется |
| | |раздел 2 акта сверки) |
| | \------------------------------/
|
| /-------------------------------\ /------------------------------\
| |Обнаружены ошибки в учете | |Выявлены иные ошибки (допущен-|
| |налогоплательщика | |ные вследствие ошибок при |
| |(налогоплательщик согласен с | |формировании платежного |
| |данными налогового органа) | |поручения, по вине налогового |
| | | |органа и др.) |
| \-------------------------------/ \------------------------------/
| |
| | /------------------------------\
| | |7. Устранение ошибок, |
| | |составление нового акта сверки|
| | |и направление его |
| | |налогоплательщику |
| | \------------------------------/
8. Налогоплательщик подписывает акт сверки и возвращает один экземпляр налоговому органу |
______________________________
*(1) С 1 апреля 2007 года приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ указанный документ был признан утратившим силу. Однако меньше чем через месяц после вступления в силу названный приказ сам утратил силу (приказ ФНС России от 25.04.2007 N ММ-3-25/261@). В связи с чем налоговая служба в письме от 08.05.2007 N СК-6-25/375@ указала на необходимость осуществлять совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в соответствии с разделом 3 указанного документа.
О правовом статусе действующего документа могут свидетельствовать факты внесения в него изменений в более поздние периоды (приказы ФНС России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@, от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@), а также обращение к нему в арбитражной практике (например, постановления АС Волго-Вятского округа от 15.09.2014 N Ф01-3664/14, Пятнадцатого ААС от 18.06.2014 N 15АП-7093/14, Второго ААС от 22.05.2014 N 02АП-3072/14, Девятого ААС от 12.05.2014 N 09АП-12292/14, от 27.11.2012 N 09АП-34407/12 и др.).
*(2) Утратил силу с 24.01.2017
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.