Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам
Начисление пеней производится за каждый календарный день просрочки уплаты налогового платежа (страховых взносов) (п. 3 ст. 75 НК РФ, п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).
Количество дней просрочки при расчете пеней определяется:
- по страховым взносам от НС и ПЗ - со дня, следующего за установленным Законом N 125-ФЗ сроком их уплаты, и по день их уплаты (взыскания) включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ);
- по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС, ОМС, ВНиМ - НК РФ определен только первый день этого периода - со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога (сбора, страховых взносов, авансовых платежей по налогу) (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К примеру, дата уплаты НДС за 3-й квартал 2017 года - 25.10.2017. В случае неуплаты налога, начисление пеней будет производиться с 26 октября 2017 г. до момента погашения недоимки.
Что касается последнего дня периода просрочки, он, в отличие от положений п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ, ст. 75 НК РФ не установлен.
В настоящее время по этому вопросу существуют две позиции:
1. Последним днем периода просрочки является день погашения недоимки (т.е. день предъявления платежного поручения в банк)
Такая позиция изложена в п.п. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13 сформирована позиция, указывающая на необходимость расчета компенсационных выплат, к которым относятся как пени за просрочку уплаты налога, так и проценты за несвоевременный возврат налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, по единым правилам*(1). В частности, при расчете как пеней, так и процентов, период их начисления определяется как фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк). Учитывая вывод о едином подходе к порядку расчета подлежащих уплате компенсационных выплат, уместно принять во внимание и официальную правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 11675/13 относительно начисления процентов, согласно которой в период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей включается день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке.
Таким образом, правовая позиция высших судов позволяет сделать вывод о том, что пени начисляются и за тот день, в который налогоплательщик фактически произвел платеж в погашение недоимки.
Схожая позиция ранее была представлена в разъяснениях ФНС России от 28.12.2009.
2. Последним днем периода просрочки является день, предшествующий погашению недоимки
Такую позицию высказал Минфин России в письме от 05.07.2016 N 03-02-07/39318.
Специалисты финансового ведомства полагают, что так как обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление, то в день исполнения обязанности по уплате налога просрочка исполнения этой обязанности отсутствует. Соответственно, начисление пеней за такой день не осуществляется. То есть если руководствоваться позицией Минфина России, то получается, что за задержку исполнения налоговых обязательств на один день (например, в случае уплаты НДС со сроком 25.10 осуществить его уплату 26.10), пени за этот день налогоплательщику начисляться не должны.
Обращаем внимание, что данной позиции Минфина России соответствует пример расчета пеней, приведенный в п. 2 Раздела VII Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
В целях снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений налогового законодательства, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются официально опубликованными решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ. Причем даже в том случае, если указанные акты не согласуются с рекомендациями и разъяснениями Минфина России (письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097).
В связи с этим во избежание налоговых рисков рекомендуем при самостоятельном расчете периода просрочки для целей исчисления пеней все-таки учитывать день погашения недоимки.
Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы (п. 4 ст. 75 НК РФ, п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ). При этом для ее расчета необходимо значение ставки рефинансирования (ключевой ставки) ЦБ РФ.
Если в течение периода начисления пеней ставка ЦБ РФ изменялась, как в большую, так и в меньшую сторону, следует применять все значения ставки по каждому периоду их действия (постановление Десятого ААС от 25.01.2012 N 10АП-10347/11).
С 1 октября 2017 года вступил в силу новый порядок начисления пеней, установленный пп. "б" п. 13 ст. 1 Федерального закона N 401-ФЗ. Суть его заключается в дифференцированном подходе к определению размера пеней. Новый порядок касается только организаций и применяется при расчете пеней в отношении недоимки по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС, ОМС, ВНиМ.
Плательщик |
Период возникновения недоимки |
Кол-во дней просрочки |
Как рассчитать пени по по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС, ОМС, ВНиМ |
Организация |
До 01.10.2017 |
Независимо от кол-ва дней просрочки |
Сумма недоимки х 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ х кол-во дней просрочки |
После 01.10.2017 |
30 календарных дней или меньше |
||
Начиная с 31 календарного дня |
Сумма недоимки х 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ х кол-во дней просрочки |
||
Физические лица (в т.ч. ИП, лица, занимающиеся частной практикой) |
Независимо от периода возникновения недоимки |
Независимо от кол-ва дней просрочки |
Сумма недоимки х 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ х кол-во дней просрочки |
Расчет пеней по страховым взносам от НС и ПЗ с 1 октября 2017 года не меняется.
Как и ранее все плательщики страховых взносов на травматизм при просрочке платежа рассчитывают пени по следующей формуле:
/-----------\ /----------------\ /----------------\ /-------------\
| Сумма | | | | 1/300 | | |
| пеней по | | Сумма | | ставки | | Кол-во |
| страховым |=| недоимки |Х|рефинансирования|Х| дней |
| взносам | | | | ЦБ РФ | | просрочки |
| от НСиПЗ | | | | | | |
\-----------/ \----------------/ \----------------/ \-------------/
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате организацией по итогам 2016 года, составила 200 000 рублей. Срок уплаты налога - не позднее 28 марта 2017 года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). Налогоплательщик налог своевременно не уплатил, вследствие чего образовалась недоимка. Недоимка погашена 6 июля 2017 года.
Пени должны быть уплачены за период с 29 марта 2017 года и по 6 июля 2017 года (включительно).
Количество календарных дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога - 100 (3 в марте, 30 в апреле, 31 в мае, 30 в июне и 6 в июле).
Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ в указанный период не изменялась и имела значение 9.
Размер пеней, подлежащих уплате налогоплательщиком за 100 календарных дней просрочки, составил:
200 000 руб. х (9% : 300) х 100 = 6 000 рублей.
На этом же примере посмотрим, на сколько увеличится сумма пеней, рассчитанных по правилам, вступающим в силу с 1 октября 2017 года.
За первые 30 дней просрочки сумма пеней составит:
200 000 руб. х (9% : 300) х 30 = 1 800 рублей
Начиная с 31 дня просрочки сумма пеней составит:
200 000 руб. х (9% : 150) х 70 = 8 400 рублей
Итого сумма пеней за те же 100 дней просрочки (по новым правилам) составит уже:
10 200 руб (1 800 руб + 8 400 руб)
______________________________
*(1) Зеркальная ситуация возникает в случае наличия у налогоплательщика переплаты по налогу, которую налоговый орган возвращает с начислением на неё процентов (п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ). По мнению Минфина России, выраженному в письме от 14.01.2013 N 03-02-07/1-7, день фактического возврата налогоплательщику соответствующей суммы не учитывается при расчете процентов. Однако официальная правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 11675/13, противоположна - проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке. См. также письмо ФНС России от 08.02.2013 N НД-4-8/1968@.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13 отмечено, что исчисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам. Одно из которых - при определении периода просрочки учитывается фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах