Отказ в приеме налоговой декларации (расчета)
Отказ в приеме налоговой отчетности, представленной как на бумажных носителях, так и в электронной форме, осуществляется налоговым органом только при наличии оснований, установленных п. 28 Административного регламента ФНС России, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Регламент). Их перечень является исчерпывающим.
Основаниями для отказа являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ предъявить их налоговому инспектору в случае представления налоговой отчетности непосредственно этим лицом;
2) отсутствие доверенности у уполномоченного лица, либо отказ ее предъявить;
3) представление налоговой отчетности не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие подписи (усиленной квалифицированной электронной подписи) руководителя или уполномоченного лица;
5) несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
При представлении отчетности на бумажном носителе отказать в ее приеме могут и в случае отсутствия в декларации следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
- полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
- ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;
- вида документа: первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа (п. 194 Регламента).
Основанием для отказа в приеме декларации согласно Регламенту является и отсутствие на ней печати (при представлении декларации на бумажном носителе). Однако в силу изменений, внесенных в ряд законодательных актов Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ, применение печати хозяйственными обществами (ООО, АО) с 06.04.2015 не обязательно. В целях устранения противоречий между положениями Регламента и обновленных законодательных актов, ФНС России направила территориальным налоговым органам письмо, из которого следует, что до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы (в том числе и налоговые декларации), принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письма ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@, Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).
При наличии хотя бы одного из указанных выше оснований декларацию не примут (п. 2.5 Регламента взаимодействия..., утв. приказом ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@, алее - Регламент взаимодействия). А, значит, отчетность в этом случае будет считаться непредставленной и несданной.
Факт отказа в приеме декларации (с указанием причин) подтверждается уведомлением.
Форма уведомления об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе, приведена в Приложении N 2 к Регламенту взаимодействия.
Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде утверждена Приложением N 2 к приказу ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.
После устранения ошибок, налогоплательщик должен повторно представить налоговую декларацию с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки), который заполнялся при ее первичном оформлении.
Если налогоплательщик не успеет представить декларацию (расчет) в установленный законодательством срок, налоговый орган вправе привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ и приостановить операции по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ.
Не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации:
- некорректное заполнение отдельных реквизитов (например, неверное указание кода ОКТМО, КПП) (письма ФНС России от 25.02.2014 N БС-4-11/3254; УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774). ;
- отсутствие на бланке декларации двумерного штрихкода;
- представление декларации по форме, которая по составу показателей соответствует форме, утвержденной ФНС России, но не подлежит автоматизированной обработке.
За неправомерный отказ в приеме налоговой отчетности начальники инспекций ФНС России несут персональную ответственность (письма ФНС России от 18.04.2014 N ПА-4-6/7440, от 25.02.2014 N БС-4-11/3254; УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774).
В случаях, когда в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика и предлагает устранить выявленные недостатки.
При сдаче отчетности в электронной форме уведомление об уточнении направляется налогоплательщику не позднее двух рабочих дней за днем направления квитанции о приеме (п. 2.17 Методических рекомендаций, утв. приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@).
Форма уведомления утверждена приложением N 1 к приказу ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@.
При личном посещении инспекции и представлении отчетности на бумажном носителе внести необходимые исправления можно на месте (п. 195 Регламента). Если имеющиеся недостатки сразу устранить невозможно, декларация будет принята и зарегистрирована в информационном ресурсе инспекции ФНС России в общеустановленном порядке. При этом на титульном листе декларации (расчета) инспектор проставит отметку об ее приеме и дату приема с оттиском штампа "Требует уточнения", а также вручит заявителю уведомление об уточнении налогового документа, форма которого утверждена Приложением N 15 Регламента взаимодействия.
Представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в этом случае необходимо в течение пяти рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах