Реорганизация ООО в форме слияния
Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних (п. 1 ст. 52 Закона об ООО).
Общий порядок реорганизации предусмотрен ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, ст.ст. 51-52 Закона об ООО, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для реорганизации общества в форме слияния необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа.
1. Принятие решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания участников общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО).
Решение о реорганизации должно быть принято единогласно общим собранием участников каждого участвующего в реорганизации общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания предусмотрен п. 1 ст. 36 Закона об ООО.
Кроме решения о реорганизации, общее собрание участников каждого общества должно утвердить договор о слиянии и устав общества, создаваемого в результате слияния (п. 2 ст. 52 Закона об ООО).
В договоре о слиянии, заключаемом обществами, участвующими в реорганизации, должны определяться порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества, сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ. При слиянии обществ доли в уставных капиталах обществ, принадлежащие другим участвующим в слиянии обществам, погашаются (п.п. 3, 4 ст. 52 Закона об ООО).
С 01.09.2014 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме слияния. Из п. 1 ст. 58 ГК РФ было исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данной форме юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации.
Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:
- п.п. 2, 4 ст. 53 Закона об ООО;
- пп. "д" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Верховный Суд РФ разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания (п. 26 Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, учитывая, что при реорганизации общества необходимо проведение инвентаризации имущества и обязательств (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), а также принимая во внимание, что ООО вправе самостоятельно разрабатывать применяемые им формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), по результатам проведения инвентаризации может составляться итоговый документ (сводная инвентаризационная опись, акт инвентаризации и т.п.), включающий перечень всех прав и обязанностей (имущества и обязательств) реорганизуемого ООО, который по содержанию будет по существу аналогичен передаточному акту.
2. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации необходимо в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации с приложением решения о реорганизации. Такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Неисполнение обязанности по уведомлению о реорганизации в срок образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4, (утв. приказом ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.
С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).
3. После даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале "Вестник государственной регистрации" от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц помещается сообщение о реорганизации. В нем указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО и п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).
4. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, постановления ФАС Московского округа от 10.06.2010 N Ф05-5221/10, Девятого ААС от 29.08.2011 N 09АП-17176/11).
5. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в слиянии, проводится в сроки, определенные договором о слиянии. На нем избирается исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, который осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества (п. 4 ст. 52 Закона об ООО).
6. Составляется заключительная бухгалтерская отчетность с учетом положений, содержащихся в главе V Методических указаний.
7. Для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния, в регистрирующий орган представляются документы в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации.
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
8. Если слияние ООО подпадает под условия пп. 1, 3 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции (требование о предварительном согласовании реорганизации с антимонопольным органом), но при этом существуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 31 (действия, осуществляемые группой лиц), требуется последующее уведомление антимонопольного органа о проведенной реорганизации в порядке ст. 32 Закона о защите конкуренции.
Ранее (до 30 января 2014 г.) был предусмотрен особый уведомительный порядок для более широкого круга юридических лиц в порядке ст. 30 Закона защите конкуренции, отмененной Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 423-ФЗ.
В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
________________
*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах