Реорганизация ООО в форме выделения
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Закона об ООО).
Общий порядок реорганизации предусмотрен ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, ст.ст. 51, 55 Закона об ООО, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
1. Принятие решения о реорганизации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО).
Решение о реорганизации должно быть принято единогласно (абзац второй п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания предусмотрен ст. 36 Закона об ООО.
Кроме решения о реорганизации общее собрание участников реорганизуемого ООО должно принять решения о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ), об утверждении передаточного акта (до 01.09.2014 для реорганизации в форме выделения требовался разделительный баланс).
Общее собрание ООО участников вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества (абзац первый п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества (абзац второй п. 2 ст. 55 Закона об ООО ООО).
Реорганизуемое ООО может являться единственным участником выделяемого общества, в таком случае общее собрание реорганизуемого ООО, помимо решения о реорганизации, также принимает решение о порядке и об условиях выделения, утверждает устав выделяемого общества и передаточный акт, избирает органы выделяемого общества (абзац третий п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Передаточный акт, утверждаемый при реорганизации в форме выделения, представляет собой документ, определяющий перечень прав и обязанностей, который переходят от реорганизуемого ООО к юридическим лицам, создаваемым в результате реорганизации (п. 4 ст. 58 ГК РФ).
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ООО, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (то есть, в период между датой составления передаточного акта и датой государственной регистрации юридического лица, к которому переходят права и обязанности реорганизованного ООО) (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт необходим при реорганизации в форме выделения в соответствии с изменениями в ГК РФ, вступившими в силе с 01.09.2014. Ранее требовался разделительный баланс. Закон об ООО по-прежнему предусматривает составление разделительного баланса при реорганизации ООО в форме выделения (п. 3 ст. 55 Закона об ООО). Однако с 01.09.2014 нормы Закона об ООО могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Представление на государственную регистрацию создаваемого в результате реорганизации общества (обществ) после 01.09.2014 разделительного баланса, а не передаточного акта может быть формальным основанием для отказа в государственной регистрации (абзац второй п. 2 ст. 59 ГК РФ).
При составлении передаточного акта необходимо учитывать положения Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания).
2. В течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (выделение) с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа реорганизуемого общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого общества (пп. "а" п. 1.3. ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.
С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).
3. Реорганизуемое общество после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о его реорганизации. В нем указываются сведения о реорганизуемом и выделяющемся обществе (обществах), форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). При этом второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).
4. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
5. Для государственной регистрации выделяемого общества (обществ) в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемого общества представляются документы, предусмотренные ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо ФНС от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений (п. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).
6. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе передаточного акта с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в п. 36 и п. 37 Методических указаний (п. 38 Методических указаний).
В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
________________
*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Тема
См. также
Передаточный акт при реорганизации ООО
Разделительный баланс при реорганизации ООО
Уведомление о реорганизации юридического лица
Государственная регистрация при реорганизации
Защита прав кредиторов при реорганизации ООО
Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Протокол общего собрания участников ООО, созданного путем реорганизации в форме выделения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах