Требования к фирменному наименованию
Основные требования к фирменному наименованию юридического лица установлены Гражданским кодексом РФ.
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться следующие слова и словосочетания (п. 4 ст. 1473 ГК РФ):
- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали;
- а также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов, например: Содружество независимых государств или СНГ (п. 58.4 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).
До 1 октября 2014 г. в фирменное наименование юридического лица также не могут включаться полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций. После этой даты они могут быть включены в фирменное наименование коммерческой организации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации (п. 2 ст. 1231.1 ГК РФ в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ).
С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вводятся понятия публичных и непубличных обществ.
С 1 сентября 2014 г. фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Иностранные коммерческие организации, созданные на территории Российской Федерации, также обязаны соблюдать установленные к наименованию юридических лиц требования (пп. 3 п. 2 ст. 1202 ГК РФ).
В отношении использования в фирменном наименовании слов и словосочетаний "Российская Федерация" или "Россия" установлены следующие правила:
- фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ (абз. 7 п. 4 ст. 1473 ГК РФ);
- включение в фирменное наименование юридического лица указанных слов и словосочетаний, а также слов, производных от этого наименования, допускается только по специальному разрешению (абз. 8 п. 4 ст. 1473 ГК РФ). Порядок выдачи указанных разрешений установлен Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 52.
Под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него) (п. 58.3. Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).
Если в результате реорганизации создается новое юридическое лицо, его фирменное наименование также должно соответствовать требованиям закона, при этом не имеет правового значения использование фирменного наименования до реорганизации (см., например, Постановление Восемнадцатого ААС от 15.12.2015 N 18АП-13831/15).
Для некоторых видов юридических лиц установлены специальные требования относительно указания в наименовании на характер деятельности, например:
- фирменное наименование кредитной организации должно содержать слова "банк" или "небанковская кредитная организация" (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности");
- фирменное наименование субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать слова либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производные от таких слов и словосочетаний (пп. 2 п. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
- фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах").
- фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа" (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах").
Использование олимпийской символики, в том числе в фирменных наименованиях, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченными им организациями (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отделные законодательные акты Российской Федерации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах