Непубличные общества
Понятие непубличных обществ появилось в российском законодательстве с 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Непубличными являются следующие хозяйственные общества (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ):
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО):
2.1. устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
2.2. чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки), публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, и иным образом не предлагаются для приобретения неограниченному кругу лиц.
Деление акционерных обществ на закрытые и открытые упразднено с 1 сентября 2014 года. Акционерные общества таких типов с указанной даты не создаются и не регистрируются (ч. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к закрытым акционерным обществам (п. 2 ст. 39 Закона об АО). Вместе с тем, это не означает, что все ОАО априори являются ПАО. Если акции ОАО размещались при учреждении по закрытым подпискам и не размещались публично, а его акции, ценные бумаги, конвертируемые в акции, не обращаются публично, то такое общество будет непубличным, но иное может быть установлено его уставом (п. 1 ст. 66.3, абзац второй п. 1 ст. 97 ГК РФ).
ПАО может стать непубличным обществом в порядке:
- реорганизации путем преобразования в ООО (п. 1 ст. 20 Закона об АО);
- прекращения статуса публичного акционерного общества в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО.
3. Общество с дополнительной ответственностью, созданное до 1 сентября 2014 г.
К таким обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об ООО (ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Соответственно, общества с дополнительной ответственностью также должны приравниваться к непубличным обществам.
С 01.09.2014 юридические лица с организационно-правовой формой ОДО не могут быть зарегистрированы (ч. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Регулирование деятельности непубличных обществ имеет ряд особенностей, оно более диспозитивно по сравнению с регулированием деятельности публичных акционерных обществ.
По решению учредителей при создании общества, либо позднее - по решению участников (акционеров) непубличного общества, принятому единогласно, в устав непубличного общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (наблюдательного или иного совета) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников непубличного общества (п. 4 ст. 65.3, пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2.1 ст. 48 Закона об АО);
2) об отнесении к компетенции общего собрания участников (акционеров) вопросов, прямо не отнесенных к его компетенции законодательством (пп. 8 п. 3 ст. 66.3, п. 4 ст. 48 Закона об АО, пп. 13 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО);
3) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа непубличного общества за коллегиальным органом управления общества полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления (пп. 2 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
4) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (пп. 3 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
5) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). По законодательству, действующему до 01.09.2014, создание ревизионной комиссии было обязательно для АО, для ООО - если в нем более 15 участников (ст. 85 Закона об АО, п. 6 ст. 32 Закона об ООО);
6) об ином порядке, нежели установленном законодательством, созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем (пп. 5 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
7) об иных требованиях, нежели установленных законодательством, к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества (пп. 6 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
8) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО или преимущественного права приобретения размещаемых АО акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции (пп. 7 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п.п. 3, 4, 8 ст. 7 Закона об АО, п. 4 ст. 21 Закона об ООО);
9) о максимальной доле участия одного участника ООО, об ограничении количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру в непубличном АО*(1) (пп. 7 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, абзац двенадцатый п. 3 ст. 11 Закона об АО);
10) о необходимости получения согласия участников (акционеров) на отчуждение доли, акций третьим лицам (п.п. 5, 8 ст. 7 Закона об АО, абзац второй п. 10 ст. 21 Закона об ООО);
11) об объеме правомочий участников (акционеров) непропорционально их долям (количеству акций) в уставном капитале общества. Данное положение может быть также предусмотрено корпоративным договором при условии, что сведения о его наличии и предусмотренном им объеме правомочий включены в ЕГРЮЛ (абзац второй п. 1 ст. 66 ГК РФ);
12) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
Если указанные положения не относятся к числу положений, подлежащих обязательному включению в устав непубличного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества (п. 4 ст. 66.3 ГК РФ).
Например, могут быть предусмотрены распределение прибыли общества непропорционально долям (количеству акций) в уставном капитале или постоянный фиксированный размер голосов даже при уменьшении доли (количества акций).
Участник (акционер) непубличного общества, который своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе, грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или уставом общества, может быть исключен из общества по требованию другого участника (акционера). Исключение производится в судебном порядке. Исключенному участнику (акционеру) выплачивается действительная стоимость его доли участия (абзац четвертый п. 1 ст. 67 ГК РФ).
ООО может быть реорганизовано путем преобразования в ПАО.
Непубличное акционерное общество может приобрети публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.
______________________________
*(1) Если такое непубличное АО создано до 1 сентября 2014 года и его уставом были установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру, указанные положения до 1 января 2017 года могут быть изменены и (или) исключены из устава такого АО по решению, принятому общим собранием акционеров тремя четвертями голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если необходимость большего числа голосов не установлена уставом этого общества. После 1 января 2017 года указанные положения могут быть изменены и (или) исключены из устава по решению, принятому общим собранием единогласно всеми акционерами (ч. 13 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
Тема
Публичные и непубличные общества
См. также
Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014)
Внесение изменений в устав ООО. Новая редакция устава
Внесение изменений, дополнений в устав АО
Публичные и непубличные акционерные общества
Приобретение непубличным акционерным обществом публичного статуса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах