Административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
За непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений для включения в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную законодательством ответственность (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).
Административная ответственность за указанные правонарушения предусмотрена частями 3, 4 и 5 ст.14.25 КоАП РФ*(1).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, выражается в несвоевременном представлении сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом*(2).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, образует непредставление в регистрирующий орган или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Под недостоверными понимаются сведения, содержащие неумышленные неточности и искажения. Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит состава преступления*(3), подпадает под ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Эта норма устанавливает также ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП.
Правонарушения, предусмотренные частями 3, 4 и 5 ст.14.25 КоАП РФ, не являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности за их совершение составляет один год и исчисляется соответственно с даты, следующей за последним днем предусмотренного законом срока представления сведений или за днем, когда сведения были представлены с просрочкой, либо днем представления недостоверных или заведомо ложных сведений (см. ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановления ВС РФ от 28.08.2012 N 38-АД12-4, от 23.07.2013 N 11-АД13-10)*(4).
Субъектами правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 и 5 ст.14.25 КоАП РФ, являются лица, которые вправе выступать в качестве заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в обязанности которых входит представление в регистрирующий орган соответствующих сведений (см. п.п. 1.3 - 1.5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). При этом административное наказание в виде штрафа может быть наложено лишь на субъектов, обладающих признаками должностного лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ), а дисквалификация - на должностных лиц, подпадающих под ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ. На практике к административной ответственности привлекаются и лица, не имеющие права действовать от имени юридического лица при государственной регистрации, однако выступившие в качестве заявителей в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения (например, о наличии у лица статуса руководителя организации) (см., например, письмо ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@).
______________________________
*(1) Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ в ст. 14.25 КоАП РФ внесены изменения, вступившие в силу 30 марта 2015 года. Действие прежней и текущей редакции соответствующих положений определяется в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ.
*(2) Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), является ФНС России (см. п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). В связи с этим нужно учитывать, что состав административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 3-5 ст. 14.25 КоАП РФ, охватывает непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений, представление которых предусмотрено законом в связи с осуществлением ФНС России функций регистрирующего органа. Нарушение порядка представления документов и информации, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, образует самостоятельные составы административных правонарушений (см. ст.ст. 15.3 - 15.6 КоАП РФ).
*(3) См., в частности, ч. 1 ст. 170.1 УК РФ.
*(4) Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ внесены изменения в части продолжительности срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Действие прежней и текущей редакции соответствующих положений определяется в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ.
Отметим, что налоговыми органами высказывалась точка зрения, в соответствии с которой непредставление сведений об изменении места нахождения юридического лица, связанных с внесением изменений в учредительные документы, образует длящееся правонарушение, поскольку для представления таких сведений законом не установлен определенный срок (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2006 N 09-10/69306@). Однако эта точка зрения не получила поддержки в судебной практике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах