Административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Смотрите в этом материале:
- какая ответственность установлена,
- срок давности привлечения к ответственности;
Какая ответственность установлена за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений для включения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также за представление недостоверных сведений
За непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений для включения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную законодательством ответственность (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
Административная ответственность за указанные правонарушения предусмотрена частями 3, 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ*(1):
Норма КоАП РФ |
Состав правонарушения |
Пример |
Орган, рассматривающий дело |
Наказание |
ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ |
несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об ИП в регистрирующий орган, в случаях, если такое представление предусмотрено законом |
представление с нарушением установленного срока изменившихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица либо о принятом решении о ликвидации юридического лица (пп.пп."и.1", "л" п. 1 и п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации) |
руководители ИФНС, руководитель ФНС России и его заместители (ст. 23.61 КоАП РФ) |
предупреждение |
ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ |
непредставление в регистрирующий орган или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП в случаях, если такое представление предусмотрено законом*(2) |
ликвидатор привлечен к ответственности за указание в заявлении, подаваемом на регистрацию, неверной даты публикации о принятом решении ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации" (см. решение Октябрьского райсуда г. Томска Томской области от 20.03.2017 по делу N 12-44/2017) |
руководители ИФНС, руководитель ФНС России и его заместители (ст. 23.61 КоАП РФ) |
штраф от 5 000 до 10 000 рублей |
ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ |
повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а также представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит состава преступления*(3) |
представление сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), о паспортных данных физического лица (п. 2 Обзора, доведенного письмом ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@) |
мировой судья (ч. 1, абз. шестой ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) |
дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Срок давности привлечения к ответственности
Правонарушения, предусмотренные частями 3, 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ, не являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности за их совершение составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Лица, привлекаемые к ответственности
Субъектами правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ, являются лица, которые вправе выступать в качестве заявителей при государственной регистрации юридических лиц и ИП и в обязанности которых входит представление в регистрирующий орган соответствующих сведений (см. п.п. 1.3 - 1.5 ст. 9 Закона о госрегистрации). При этом административное наказание в виде штрафа может быть наложено лишь на субъектов, обладающих признаками должностного лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ), а дисквалификация - на должностных лиц, подпадающих под ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ. Индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Порядок привлечения к ответственности
Основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении. Составлять протокол об административном правонарушении правомочны сотрудники ФНС. При возбуждении дела об административном правонарушении они составят протокол либо вынесут определение о возбуждении дела и проведении административного расследования, если по делу необходимы экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. По окончании административного расследования будет составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о прекращении дела (п. 3 и п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.61, ч. 1 и ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении сотрудник ФНС обязан вызвать к себе лицо, в отношении которого ведётся дело. Без его уведомления составлять протокол нельзя (ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Более того, уведомление о составлении протокола должно указывать на конкретный факт нарушения, в связи с которым он составляется (абз. четвёртый п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
______________________________________
*(1) Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), является ФНС России (см. п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). В связи с этим нужно учитывать, что состав административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 3-5 ст. 14.25 КоАП РФ, охватывает непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений, представление которых предусмотрено законом в связи с осуществлением ФНС России функций регистрирующего органа. Нарушение порядка представления документов и информации, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, образует самостоятельные составы административных правонарушений (см. ст.ст. 15.3 - 15.6 КоАП РФ).
*(2) Под недостоверными понимаются сведения, содержащие неумышленные неточности и искажения (п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, доведенного письмом ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@).
*(3) Термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения (п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, доведенного письмом ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@).
О составе уголовного преступления при представлении в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения см., в частности, ч. 1 ст. 170.1 УК РФ.
Темы
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Государственная регистрация юридических лиц
Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства
Проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ
См. также
Проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ
Недостоверность сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах