Проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ
Согласно пункту 3 статьи 51 ГК РФ регистрирующий орган*(1) обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в ЕГРЮЛ иных данных, не связанных с изменениями устава.
До 2016 года ФНС России, фактически, проводила такую проверку в отношении лишь сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Процедура этой проверки нигде не была закреплена, но ее результаты позволяли отказать в регистрации, если информация о недостоверности адреса подтверждалась (пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
С 1 января 2016 года Закон о госрегистрации действует в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ. С этой даты значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ: теперь это проверка не только новых сведений (вносимых в ЕГРЮЛ), но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Кроме того, в общих чертах установлены порядок и срок такой проверки, а также полномочия ФНС России.
Однако это не означает, что с 01.01.2016 проверка проводится в каждом случае обращения к регистрирующему органу. Напротив, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона о госрегистрации, по общему правилу (т.е. в большинстве случаев) запрещена проверка сведений, содержащихся в представленных документах. Исключение составляет возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, уже включенных либо только включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Перечень таких ситуаций установлен самим регистрирующим органом (п. 4.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5.9.52 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) в п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов ..." (далее - Приказ N ММВ-7-14/72).
Регистрирующий орган проверяет информацию и документы, которые имеются у него в распоряжении: поступившие возражения, сведения из доступных ей баз данных, а также дополнительные документы и пояснения, которые представляются заявителем в процессе самой проверки (пп. а п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 10 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518). При этом регистрирующий орган наделен правами:
- получать справки и сведения в ответ на свои запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, нотариусам, иным лицам с указанием на срок, в который необходимо получение информации (пп. в п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 13 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
- вызывать и получать объяснения от любых физических лиц, которым могут быть известны значимые обстоятельства по предмету проверки (пп. б п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 12 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
- осматривать объекты недвижимости в рамках такой проверки (пп. г п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По итогам осмотра составляется протокол, который подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. Форма протокола законодательством не установлена, но доведена письмами ФНС России от 03.08.2016 NN ГД-4-14/14127 и ГД-4-14/14126. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка (п. 14 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
- привлечь к участию в проверке достоверности сведений эксперта или специалиста (пп. д п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п.п. 15, 16 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
Проверяя сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган может приостановить срок регистрации, но не более чем на один месяц (абз. второй п. 4.4. ст. 9 Закона о госрегистрации). Приостановление является правом регистрирующего органа, и такая проверка может быть проведена без приостановления госрегистрации (письмо Минфина России от 17.08.2016 N 03-01-11/48278).
Решение о приостановлении государственной регистрации должно содержать срок для представления заявителем пояснений и дополнительных документов (абз. четвёртый п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации). Представляется, что такое решение может быть принято, если есть сомнения в достоверности любых сведений, представленных в ФНС России (так как иное Законом о госрегистрации не предусмотрено).
Иные правила установлены в отношении проверки достоверности сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ. Закон о госрегистрации не запрещает проверку любых сведений, однако специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена исключительно для следующих сведений о юридическом лице (пп. "в", "д", "л" п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72):
- адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные и ИНН при его наличии;
- в отношении АО - сведения о держателях реестров акционеров АО;
- в отношении ООО - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей (частей долей) в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Если проверка выявила недостоверность сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, то в государственной регистрации будет отказано (п. 4.4. ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 15 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
Если проверка были инициирована поступившим возражением относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявлением о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет лицо, представившее (направившее) возражения\заявления, о том, что в ходе проверки сведения подтвердились (либо не подтвердились, либо подтвердить или опровергнуть таковые в ходе проверки невозможно) (п. 19 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
______________________________
*(1) Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России, регистрирующий орган) (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, абз. второй п. 1 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Темы
Единый государственный реестр юридических лиц
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Основания проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ
Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ
Запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице
Административная ответственность за представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ
Государственная регистрация юридических лиц
Место нахождения, адрес юридического лица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах