Основания проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ
Основания, условия и способы проведения проверок достоверности сведений ЕГРЮЛ, а также порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются Федеральной налоговой службой (п. 4.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации, п. 5.9.52 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, см. также письмо Минфина России от 05.10.2015 N 03-01-10/56692).
С 5 июня 2016 года вступил в силу приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации ..." (далее - Приказ N ММВ-7-14/72).
Основанием для проверки сведений, которые уже содержатся в ЕГРЮЛ, может являться получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности этих сведений, а также любая информация о том, что данные реестра противоречат документально подтверждённым сведениям, полученным регистрирующим органом уже после регистрации (п. 4 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72). В частности, в зависимости от даты регистрации юридического лица ФНС России сформулировало признаки юрлиц, которые могут попасть в число "подозрительных" (письма от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126 и N ГД-4-14/14127):
критерий | юрлицо зарегистрировано после 1 августа 2016 года | юрлицо зарегистрировано до 1 августа 2016 года |
лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юрлица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юрлиц | в более чем в пяти юридических лицах (управляющая организация - более чем в двадцати) | в более чем в пятидесяти юридических лицах |
участники юрлица являются таковыми в значительном количестве иных юрлиц | более чем в десяти юридических лицах | более чем в пятидесяти юридических лицах |
адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юрлиц | более чем десяти юридических лиц | более чем пятидесяти юридических лиц |
наличие вступившего в силу постановления по административному делу, которое дисквалифицирует лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), и срок дисквалификации не истек | независимо от даты регистрации юрлица | |
наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица | независимо от даты регистрации юрлица |
ФНС вправе пользоваться всеми имеющимися у нее сведениями, в том числе поступившими в связи с осуществлением полномочий в иных сферах деятельности помимо государственной регистрации (п. 10 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518).
Проверка сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, может осуществляться в следующих случаях:
1) Заинтересованное лицо направило в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица возражение относительно предстоящей регистрации изменений устава организации или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Такое возражение должно быть обоснованным, то есть содержать указание на конкретные обстоятельства, и сопровождаться соответствующими доказательствами (пп. 1 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
Если в регистрирующий орган поступило заявление физического лица о недостоверности существующих сведений о нем в ЕГРЮЛ, то проверка не проводится, а сразу вносится запись о недостоверности сведений (п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации, пп. 3 п. 5 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
2) Сведения, которые содержатся в поданных на регистрацию документах, противоречат аналогичным, документально подтвержденным, сведениям, которые имеются у регистрирующего органа (пп. 2 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
3) В поданных на регистрацию документах указан адрес:
- вызывающий сомнения в достоверности: адрес регистрации пяти и более юридических лиц; адрес разрушенного объекта недвижимости; адрес объекта, который заведомо не может использоваться для связи с организацией (например, адреса органов государственной власти, парковочных комплексов (постановление Десятого ААС от 26.12.2016 N 10АП-16772/16));
- в отношении которого имеется возражение собственника данного объекта недвижимости о внесении его в качестве адреса юридического лица (пп. 3 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
- при включении которого в ЕГРЮЛ изменится место нахождения юридического лица, имеющего недоимку или задолженность по пеням и штрафам, либо в отношении данного юридического лица не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по ее результатам (пп. 3 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
4) Представленные для регистрации в ЕГРЮЛ документы содержат сведения об участнике ООО (равно лице, которое имеет право представлять организацию без доверенности), в отношении которого в ЕГРЮЛ вносилась запись о недостоверности сведений, или которое привлекалось к ответственности по ч. 3,ч. 4 или ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ (пп. 4 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
5) Представлено оформленное до 01.01.2016 заявление участника ООО о выходе из общества (как основание перехода его доли в уставном капитале ООО к обществу), за исключением случаев, когда такое заявление нотариально удостоверено (пп. 5 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72);
6) Представлены документы для государственной регистрации в связи с реорганизацией, в которой участвуют два и более юридических лица (пп. 6 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, письмо Минфина России от 17.08.2016 N 03-01-11/48278);
7) Документы на регистрацию поданы в связи с реорганизацией юридического лица, которое после реорганизации прекратит свое существование, при этом выездная налоговая проверка в отношении его не окончена, либо ее результаты не оформлены, либо не вступили в силу, либо у указанного юридического лица имеется недоимка или задолженность по пеням и штрафам (пп. 6 п. 2 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации (п. 3 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
Тема
Проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ
См. также
Государственная регистрация юридических лиц
Место нахождения, адрес юридического лица
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах