Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
В данном материале рассмотрены следующие вопросы:
- условия субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов,
- размер субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов,
Условия субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов
Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия этого контролирующего лица (п. 1 ст. 61.11 Закона о банкротстве)*(1).
Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по правилам ст. 61.11 Закона о банкротстве также в случае, если (п. 12 указанной статьи):
1) невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено*(2);
2) должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.
Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая подозрительные сделки (ст. 61.2 Закона о банкротстве) и сделки должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (ст. 61.3 Закона о банкротстве) (пп. 1 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Данные положения применяются независимо от того, были ли указанные сделки признаны судом недействительными, если (п. 3 ст. 61.11 Закона о банкротстве):
- заявление о признании сделки недействительной не подавалось;
- заявление о признании сделки недействительной подано, но судебный акт по результатам его рассмотрения не вынесен;
- судом было отказано в признании сделки недействительной в связи с истечением срока давности ее оспаривания или в связи с недоказанностью того, что другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что на момент совершения сделки должник отвечал либо в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества.
При этом под вредом, причиненным имущественным правам кредиторов, понимается (абз. тридцать пятый ст. 2 Закона о банкротстве):
- уменьшение стоимости или размера имущества должника;
- и/или увеличение размера имущественных требований к должнику;
- а также иные последствия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;
2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы (пп. 2 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Данные положения применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности (п. 4 ст. 61.11 Закона о банкротстве):
- организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) соответствующая обязанность возложена на руководителя экономического субъекта;
- ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника. По общему правилу обязанность по ведению бухгалтерского учета лежит на главном бухгалтере организации (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете);
3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов (пп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Данные положения применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения, а также контролирующего должника лица (п. 5 ст. 61.11 Закона о банкротстве);
4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены (пп. 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Данные положения применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению вышеуказанных документов (п. 6 ст. 61.11 Закона о банкротстве);
5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице (пп. 5 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве):
- в ЕГРЮЛ на основании представленных таким юридическим лицом документов;
- в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
Закон о банкротстве не конкретизирует, о каких сведениях идет речь, следовательно, это любые сведения, подлежащие внесению в указанные Реестры на основании представленных должником документов на государственную регистрацию либо обязанность по внесению которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц возложена на должника.
Эти положения применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по представлению документов для государственной регистрации либо обязанности по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 7 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует (абз. первый п. 10 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов (абз. второй п. 10 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Размер субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника (абз. первый п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица (абз. второй п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам. Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с данного контролирующего должника лица (абз. третий п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Если совокупный размер требований кредиторов ООО-должника составляет 5 млн. рублей, в том числе, размер требований контролирующего лица должника (например, единственного участника ООО) - 0,5 млн. рублей, то размер субсидиарной ответственности участника ООО составит 4,5 млн. рублей. При этом если с этого участника ООО будет взыскано 4,5 млн. рублей, то они будут распределены между другими кредиторам ООО-должника. Требование участника ООО в размере 0,5 млн. рублей за счет этих 4,5 млн. рублей удовлетворяться не будет.
Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо, в том числе отвечающее условиям, указанным в пп.пп. 2 и 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве, и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица (п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов
В ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, заявление могут подать (п. 1 ст. 61.14 Закона о банкротстве):
- арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов,
- конкурсные кредиторы,
- представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность,
- уполномоченные органы.
После завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, заявление могут подать (п. 3 ст. 61.14 Закона о банкротстве)*(2):
- кредиторы по текущим обязательствам,
- кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов,
- кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Также заявление может подать заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом (п. 12 ст. 61.12, п. 3 ст. 61.14 Закона о банкротстве)*(2):
После завершения конкурсного производства заявление может быть подано, в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства (абз. первый п. 6 ст. 61.14, п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве).
Из п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве следует, что для подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после прекращения производства по делу о банкротстве необходимо, что заявителю стало известно о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности после прекращения производства по делу.
Сроки подачи о привлечении к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов
Заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным главой, III.2 Закона о банкротстве, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности (абз. первый п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве)*(2).
В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания срока, указанного в абз. первом п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве (абз. второй того же пункта).
1. Должник признан банкротом 18.09.2017. Заявитель узнал (должен был узнать) о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности 12.04.2015. Действие, являющееся основанием для привлечения к ответственности, например, сделка, имело место 04.06.2012. Соответственно, заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано до 12.04.2018 включительно.
2. Должник признан банкротом 18.09.2017. Заявитель узнал (должен был узнать) о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности 07.12.2017. Действие, являющееся основанием для привлечения к ответственности, например, сделка, имело место 04.06.2012. Соответственно, заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано до 18.09.2020 включительно.
При этом, поскольку согласно абз. первый п. 5 ст. 61.14, п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве, заявитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности после прекращения производства по делу о банкротстве только, если ему стало известно или должно было стать известно о наличии оснований для привлечения к ответственности после прекращения производства по делу, то фактически срок для подачи заявления в этой ситуации будет исчисляться с момента прекращения производства по делу.
Производство по дела прекращено 18.09.2017, соответственно, заявление о привлечении к субсидиарной ответственности должно быть подано до 18.09.2020 включительно с соблюдением требований о 10-летнем сроке со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, т.е. такое действие (бездействие) должно иметь место не ранее 18.09.2007.
Также заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным главой, III.2 Закона о банкротстве, может быть подано не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, но не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве (абз. первый п. 6 ст. 61.14 Закона о банкротстве)*(2).
В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания срока, указанного в абз. первом п. 6 ст. 61.14 Закона о банкротстве (абз. второй того же пункта).
В ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, заявление подается от имени должника и подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 61.14, п. 1 ст. 61.16 Закона о банкротстве). Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве производится судом с учетом особенностей, установленных ст. 61.16 Закона о банкротстве.
Лицо, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к ответственности, имеет права и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчик по этому заявлению (п. 1 ст. 61.15 Закона о банкротстве).
После завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве заявление рассматривается арбитражным судом, ранее рассматривающем дело о банкротстве в порядке искового производства (п. 1 и п. 2 ст. 61.19 Закона о банкротстве).
Следует, отметить, Закон о банкротстве не устанавливает, в каком порядке, рассматривается заявление уполномоченного органа о привлечении к субсидиарной ответственности по ст. 61.11 Закона о банкротстве, подаваемое после возврата заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, вне рамок заявления о банкротстве (в отличие от заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по ст. 61.12 Закона о банкротстве, см. п. 5 ст. 61.19 того же Закона). Формально, данное заявление должно рассматриваться в исковом производстве с учетом общих правил определения подведомственности и подсудности дел.
Исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности производится с учетом положений ст. 61.18 Закона о банкротстве.
Сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ст. 61.22 Закона о банкротстве).
______________________________
*(1) Закон о банкротстве дополнен главой III.2 Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ, вступившим в силу с 30.07.2017, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 266-ФЗ от 29.07.2017).
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона N 266-ФЗ от 29.07.2017 рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. 10 Закона о банкротстве (в ред., действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 266-ФЗ от 29.07.2017), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве" (в ред. Федерального закона N 266-ФЗ от 29.07.2017).
Представляется, что в данной норме идет речь о применении только процессуальных норм.
*(2) Положение применяется к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 01.09.2017 (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 266-ФЗ от 29.07.2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах