Приобретение публичного статуса при создании АО
Статьи 8, 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), устанавливая порядок создания акционерного общества, никак не регулируют статус создаваемого общества: будет ли это общество непубличным или изначально можно учредить публичное общество.
Банк России в письме от 25.11.2015 N 06-52/10054 пришел к выводу, что требования к созданию публичных акционерных обществ (приобретению АО публичного статуса) установлены ст. 7.1 Закона об АО, согласно которой непубличное АО приобретает статус публичного АО (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что АО является публичным и, соответственно, считается (признается) публичным со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого АО, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством РФ не предусмотрена. Создаваемое путем учреждения АО может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.
Но поскольку Закон об АО прямого запрета на приобретение акционерным обществом публичного статуса при его создании не содержит, а согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным, то на практике создаются АО, наименования которых с момента создания содержат указание на публичный статус общества.
Как свидетельствует практика, акционерным обществам, которые до 01.01.2020 создавались как публичные (в том числе в порядке замещения активов должника, ст.ст. 115, 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), регистрирующий орган обычно не отказывал в регистрации юридического лица, но впоследствии территориальные отделения Банка России могли отказать им в регистрации выпуска акций, размещаемых при создании АО, также органами Банка России выдавались предписания об исключении из наименования общества слова "публичное".
С 01.01.2020 в связи с изменениями в процедуре создания АО (сначала регистрация выпуска ценных бумаг, а затем регистрация самого АО как юридического лица (ст. 26.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пп. "в.1" ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), вероятно, территориальные органы будут продолжать отказывать в регистрации выпуска ценных бумаг АО создаваемых как публичные, что приведет к невозможности регистрации их как юридических лиц без признания недействительным отказа в регистрации выпуска.
Судебная практика по обжалованию таких ненормативных актов территориальных органов Банка России, существовавшая до 01.01.2020, неоднозначна:
- часть судов занимают позицию Банка России о том, что публичный статус может быть получен только в порядке ст. 7.1 Закона об АО и при создании АО не может быть публичным (определение ВС РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040, п. 12 Обзора судебной практики по делам, рассмотренным АС Уральского округа во II квартале 2018 года, постановления АС Уральского округа от 21.01.2019 N Ф09-8141/18, Семнадцатого ААС от 07.11.2016 N 17АП-14200/16, Седьмого ААС от 27.01.2017 N 07АП-6219/15 и от 25.01.2017 N 07АП-12131/16);
- другая часть судов признает отказ в регистрации выпуска акций незаконным, указывая в качестве мотивов своего решения, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, нормативно-правые акты не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации выпуска нарушение порядка создания акционерного общества, а также что факт государственной регистрации компании в форме публичного акционерного общества не оспаривался и не был признан незаконным (постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 N Ф04-1712/18, от 16.10.2017 N Ф07-9168/17). А в определении ВС РФ от 19.07.2017 N 310-КГ17-8595 суд указал, что доводы территориального отделения Банка России о том, что вновь созданное акционерное общество в силу закона не может сразу иметь публичный статус, основан на ошибочном толковании норм права (см. также постановление АС Северо-Западного округа от 22.01.2019 N Ф07-15635/18).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах