Обзор изменений корпоративного законодательства в первом полугодии 2023 года
В первой половине 2023 года в корпоративном законодательстве произойдут изменений в части:
- законодательства о государственная регистрация юридических лиц;
Законодательство об АО
1. Продлена возможность проведения годовых общих собраний акционеров АО в заочной форме
В 2023 не будет действовать пункт 2 ст. 50 Закона об АО, запрещающий проводить общее собрание акционеров в форме заочного голосования, повестка дня которого включает вопросы об избрании совета директоров общества, ревизионной комиссии общества, утверждении аудитора общества, утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. По решению совета директоров в 2023 году общее собрание акционеров по указанным вопросам может быть проведено в форме заочного голосования (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 N 25-ФЗ в редакции ст. 19 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ). Напомним, что аналогичная возможность существовала и в 2022 году.
2. Снижение стоимости чистых активов АО ниже размера его уставного капитала не повлечет необходимости применения установленных законом последствий
Снижение стоимости чистых активов АО ниже размера его уставного капитала по окончании 2023 года не будет учитываться для целей применения п.п. 4 и 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО.
Т.е. у совета директоров АО при возникновении указанной ситуации не возникнет обязанность включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов, а у общества при снижении стоимости чистых активов в течение двух и более лет подряд не возникнет обязанность объявить о снижении размера своего уставного капитала или о ликвидации общества. Эти же послабления применяются при снижении стоимости чистых активов по итогам 2022 года (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в редакции п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
3. Сохранение полномочий совета директоров АО при уменьшении числа членов совета до трех
Если в 2023 году количественный состав совета становится менее количества, предусмотренного п. 3 ст. 66 или п. 2 ст. 68 Закона об АО, уставом акционерного общества либо решением общего собрания акционеров, но не менее трех членов совета, то совет директоров сохраняет свои полномочия до принятия решения годовым общим собранием акционеров, повторным общим собранием акционеров или внеочередным общим собранием акционеров об избрании совета директоров в новом составе. В этом случае заседание совета директоров правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа оставшихся членов совета директоров такого общества (п. 3 ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 292-ФЗ в ред. п. 1 ст. 27 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
4. Возможность избрания членов совета директоров АО на более длительный срок
В 2023 году в акционерном обществе общим собранием акционеров может быть принято решение об избрании членов совета директоров АО на срок до третьего годового общего собрания акционеров с момента избрания (ч. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 292-ФЗ в ред. п. 1 ст. 27 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ). Поскольку иного не предусмотрено, то такое решение принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО).
По общему правилу, члены совета директоров избираются на годовом общем собрании акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО).
5. Продлен специальный порядок определения цены выкупа акций при принятии решения о реорганизации ПАО
До 01.07.2023 года продлено правило о том, средневзвешенная цена акций, выкупаемых в случае принятия общим собранием акционеров публичного акционерного общества решения о его реорганизации, предусмотренного абз. вторым п. 1 ст. 75 Закона об АО, определяется по результатам организованных торгов за один месяц, предшествующий дате принятия решения о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации публичного акционерного общества. При определении цены выкупа акций, допущенных к организованным торгам, определение их рыночной стоимости не требуется (п. 1 ст. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 292-ФЗ в ред. п. 1 ст. 27 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
По Закону об АО выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. Цена выкупа акций публичного АО, обращающихся на организованных торгах не менее за шесть месяцев, предшествующих дате принятия решения о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включены вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за тот же период, (п. 3 ст. 75 Закона об АО).
6. Снижены требования к проведения аудиторских проверок АО
C 2023 года непубличное АО обязано будет проводить ежегодно аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества только в случаях, предусмотренных законом. В частности, обязанность по проведения ежегодного обязательного аудита возложена на акционерные обществе, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Проводить ежегодный обязательный такой аудит могут только независимые аудиторские организации. При этом в отсутствии у непубличного АО обязанности проводить обязательный ежегодный аудит, аудит годовой отчетности может быть проведен по решению совета директоров общества. Аудит годовой отчетности по решению совета директоров АО могут проводить аудиторская организация или индивидуальный аудитор.
Эти изменения законодательства будут применяться уже к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
Также в непубличном АО должен проводиться аудит по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет десять и более процентов. Проводить такой аудит может аудиторская организация или индивидуальный аудитор.
Для публичных АО требования остались прежними: проводить аудит отчетности публичных обществ могут только аудиторские организации.
Аудиторы ПАО, непубличного АО должны быть независимы в соответствии с законом об аудиторской деятельности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в ред. ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 99-ФЗ, п. 3 ст. 54, ст. 86, п. 3.1 ст. 88 Закона об АО в ред. ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в ред. ст. 5 Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ).
Законодательство об ООО
1. Продлена возможность проведения годовых общих собраний участников ООО в заочной форме
В 2023 году общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, повестка дня которого включает вопросы об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества может быть проведено в форме заочного голосования (опросным путем). Для этого необходимо соответствующее решение исполнительного органа ООО. Так же ситуация решалась и в 2022 году (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 N 25-ФЗ в ред. ст. 19 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
2. Уставом ООО можно снизить размер доли в уставном капитале ООО для возникновения у участника ООО права на созыв внеочередного собрания участников ООО
По Закону об ООО правом на заявление требования о созыве внеочередного собрания участников ООО имеют участники, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества. Но с начала 2023 года уставом общества может быть предусмотрено, что для созыва внеочередного собрания участников общества требуется меньшее количество голосов (п. 2 ст. 35 Закона об ООО). Решение о внесении в устав ООО соответствующих изменений принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом ООО (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
3. Снижение стоимости чистых активов ООО ниже размера его уставного капитала не повлечет необходимости применения установленных законом последствий
Снижение (сохранение) стоимости чистых активов ООО ниже размера его уставного капитала по окончании 2023 года не будет учитываться для целей применения п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).
Т.е. у общества при снижении стоимости чистых активов в течение двух и более лет подряд не возникнет обязанность объявить о снижении размера своего уставного капитала или о ликвидации общества. Эти же послабления применяются при снижении (сохранении) стоимости чистых активов общества по итогам 2022 года (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в ред. п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
4. Изменены требования к проведению аудита ООО
Закон об ООО, в редакции, действующей с 01.01.2023, предусматривает, что проводить обязательный ежегодный аудит ООО могут только аудиторские организации. В ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аналогичное положение содержится уже с 01.01.2022. При этом из ГК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, усматривается, что обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО могут проводить и индивидуальные аудиторы, и аудиторский организации. Представляется, что в такой ситуации должны применять нормы специального Закона об ООО и Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В отсутствии ООО обязанности проводить обязательный ежегодный аудит, аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по-прежнему может быть проведен как аудиторской организацией, так и индивидуальным аудитором.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна быть независима (должен быть независим) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ст. 48 Закона об ООО в ред. ст. 3 Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ, п. 4 ст. 67.1 ГК РФ в ред. ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 99-ФЗ).
До 01.01.2023 Закон об ООО устанавливал, что аудиторская проверка по требованию любого участника общества может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором. Начиная с указанной даты аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества по требованию любого участника ООО проводится аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) общества. Назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества отнесено к компетенции общего собрания участников ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
5. Отменено требование о наличии ревизионной комиссии в ООО, имеющих более 15 участников
Ранее Закон об ООО предусматривал, что образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным в ООО, имеющих более пятнадцати участников. Вместе с тем по единогласному решению учредителей (участников) ООО, имеющего более пятнадцати участников, в устав могло быть внесено положение о том, что ревизионная комиссия в обществе не создается или формируется лишь в отдельных случаях, предусмотренных уставом (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
С 1 января 2023 года вне зависимости от числа участников ООО вопрос о наличии в обществе ревизионной комиссии регулируется только уставом ООО. Соответствующее решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37, п. 6 ст. 32 Закона об ООО в ред. п. 5 ст. 3 Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц
ФНС России предоставлено право ограничивать доступ к сведениям ЕГРЮЛ о юридических лицах, которые включены в перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются иностранные санкции, а также к сведениям ЕГРЮЛ, содержащим информацию о лицах, включенных в названный перечень (п. 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2022 N 1625).
Раскрытие отчетности эмитентов ценных бумаг
Право Банка России об установлении сроков раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроков составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, субъектами национальной платежной системы, превышающих сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России, продлено до 31 декабря 2023 года включительно. Ранее это право существовало у Банка России в период с 08.03.2022 до 31.12.2022 (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ, п. 3 и п. 5 ст. 20 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах