Процедура проведения проверки органом ГПН
Еще до проведения проверки ФГПН уполномочено на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований: размещает на своем официальном сайте Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, которые и подлежат проверке; проводит семинары, разъясняет спорные вопросы в СМИ и т.п.; обобщает и публикует на сайте практику по надзору, в том числе, наиболее частые нарушения и рекомендации по недопущению таких нарушений; выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 115 Регламента N 644).
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок органами государственного пожарного надзора установлены Регламентом N 644.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения каждой проверки, является распоряжение начальника органа ГПН (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного объекта защиты, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 52 Регламента N 644). Однако иногда - если о нарушениях говорится в поступивших ГПН частных обращении, жалобе - еще до издания распоряжения инспектор организует так называемую предварительную проверку поступившей информации (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. третий п. 70 Регламента N 644): проводит мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым, изучает имеющиеся у себя документы, и даже может запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать на запрос инспектора необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычное распоряжение о проведении проверки (ч. 3.3 ст.10 Закона N 294-ФЗ), которое согласуется с прокуратурой (п. 71 Регламента N 644).
После издания распоряжения о проверке информация передается в Единый реестр проверок, где проверке присваивается индивидуальный учетный номер. В ходе проверки и по ее итогам в Реестр вносятся соответствующие сведения (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ).
Проверка органом ГПН проводится только в форме выездной проверки (п. 55 Регламента N 644).
Проводить проверку вправе только тот пожарный инспектор, который указан в распоряжении о проведении проверки (абз. третий п. 55 Регламента N 644), только на основании этого распоряжения и только во время исполнения ими служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
В случае болезни инспектора, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки (абз. третий п. 55 Регламента N 644).
Если появилась необходимость в увеличении срока плановой проверки, пожарный инспектор составляет мотивированный рапорт о продлении срока проверки. Решение о продлении срока оформляется визой начальника органа ГПН на данном рапорте, также до окончания ранее установленного срока проверки он издает новое распоряжение о проверке. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо проверяемого объекта уведомляется органом ГПН любым доступным способом (абз. четвертый п. 55 Регламента N 644). Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, можно приостановить плановую проверку субъекта малого предпринимательства на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы у иных ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ проверка начинается с предъявления пожарным инспектором служебного удостоверения и обязательного ознакомления проверяемого лица с:
распоряжением о проведении проверки;
полномочиями инспектора, проводящего проверку;
целями, задачами, основаниями проведения проверки;
видами и объемом мероприятий по надзору;
составом экспертов, привлекаемых к проверке.
В исключительных случаях начавшаяся проверка прекращается по решению должностного лица:
1. Плановая проверка субъекта малого предпринимательства может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемым лицом представлены пожарному инспектору документы, подтверждающие принадлежность данного лица к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). О прекращении такой проверки составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
2. Внеплановая проверка должна быть прекращена, если она организована по поступившим в орган ГПН заявлениям и обращениям, и после начала проверки выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих обращения или заявления (абзацы третий и четвертый п. 71 Регламента N 644), а также если проверкой установлено, что на объекте защиты (земельном участке) осуществляется строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в отношении которого предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (абз. пятый п. 71, а также абз. второй п. 10 Регламента N 644). Проверка прекращается решением руководителя органа ГПН (его заместителя) (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. шестой п. 71 Регламента N 644).
3. Любая выездная проверка прекращается, если она фактически не может быть проведена по вине проверяемого лица: из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей или должностных лиц, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности проверяемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) указанных лиц, повлекшими невозможность проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Строго говоря, конечно, проверка в данном случае и не начиналась. В случае невозможности проведения выездной проверки в день окончания этой проверки инспектор ГПН составляет акт о невозможности ее проведения с указанием соответствующих причин (п. 60 Регламента N 644). В этом случае ГПН в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности вправе явиться с внеплановой проверкой без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя (пп. 5 п. 67 Регламента N 644).
При проведении проверки пожарному инспектору:
1. Запрещено проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. второй п. 10 Регламента N 644); требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, а также требований, установленных не опубликованными должным образом муниципальными правовыми актами (п.п. 1.1, 1.2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Несоблюдение инспектором этих запретов относится к грубым нарушениям Закона N 294-ФЗ и влечет отмену результатов проверки по заявлению проверяемых лиц (ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
2. Запрещено проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (за исключением внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением в орган ГПН информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и особо ценным документам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара (п. 2 ст. 15 во взаимосвязи с п. 2 ч. 2 ст. 10, пп. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ и п. 3 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ, абз. третий п. 10 Регламента N 644).
В то же время проведение проверки в отсутствие (должным образом извещенных) руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта не является грубым нарушением требований организации и проведения проверки и не влечет отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Шестого ААС от 07.03.2013 N 06АП-37/13). Это связано с тем, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей. Кроме того, если выездная проверка не была проведена из-за отсутствия проверяемого ИП или руководителя, их представителей и должностных лиц, то об этом составляется специальный акт, а у ФГПН появляется еще три месяца на проверку, причем на этот раз без предупреждения (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ).
Если отсутствие руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта при проведении проверки вызвано тем, что орган ГПН не известил о проверке соответствующих лиц должным образом, то результаты такой проверки могут быть отменены по заявлению организации (предпринимателя): нарушение требований ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением закона (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ) (постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2013 N Ф09-11527/13).
3. Запрещено затребовать документы, информацию, образцы продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также запрещено требовать их до начала проверки и изымать оригиналы таких документов (п. 3, п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. четвертый п. 10 Регламента N644). Впрочем, если инспектор запросил "лишние" документы (например, в распоряжении о проверке), но не истребовал их во время проведения проверки, суд не расценивает указанное поведения ГПН как нарушение Закона N 294-ФЗ (постановление Восемнадцатого ААС от 12.03.2014 N 18АП-1786/14).
С 1 июля 2016 года инспекторам ГПН запрещено требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано!) со своей стороны предоставить самостоятельно (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Перечень документов и сведений, запрашиваемых у госведомств напрямую, установлен п. 111 Регламента N 644.
Инспектору следует предоставить те документы, которые действительно необходимы ему для проведения проверки. К таким, в частности, относятся сертификаты и иная документация на отделочные материалы и покрытия, а также используемое электрооборудование; копии приказов о назначении ответственных за противопожарное состояние и их должностные инструкции; копии договора на техобслуживание систем автоматической пожарной защиты с организациями, имеющими лицензии и прочие. Тем самым проверяемое лицо сможет доказать выполнение противопожарных норм и правил. В случае, если документы не будут представлены во время проверки, то впоследствии их может не принять и суд, поскольку орган ГПН был лишен возможности дать оценку указанным документам (постановление Семнадцатого ААС от 16.04.2014 N 17АП-2437/14). Кроме того, за непредставление необходимых документов во время проверки предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2014 N 48-АД13-11).
Запросы могут быть адресованы не только проверяемому, но и третьим лицам. Такие запросы должны исполняться адресатами, поскольку требования ГПНа в данном случае основаны не на положениях Закона N 294-ФЗ, а на абз. 2 ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ (постановление Семнадцатого ААС от 17.03.2014 N 17АП-1705/14).
4. Запрещено отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. пятый п. 10 Регламента N 644). Ссылки на указанные правила содержат Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утв. МЧС России 03.07.2014.
5. Запрещено распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. шестой п. 10 Регламента N 644).
6. Запрещено превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. седьмой п. 10 Регламента N 644).
7. Запрещено выдавать проверяемым лицам предписания, не предусмотренные Административным регламентом N 375, или предложения о проведении за их счет мероприятий по контролю (п. 7 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, абз. восьмой п. 10 Регламента N 644).
8. Запрещено привлекать к участию в проверке в качестве экспертов не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан (п. 1.1. ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Порядок установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю" (о реализации указанного акта в системе МЧС см. письмо МЧС России от 22.07.2014 N 19-2-13-3107).
Нарушение пожарным инспектором установленного срока проведения проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, являются грубыми нарушениями требований организации и проведения проверки, влекущими за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
По результатам проверки пожарный инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью инспектора, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого объекта под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 80, абз. второй п. 84 Регламента N 644). О проведении проверки инспектор оставляет запись в Журнале учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 88 Регламента N 644). Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласно на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если во время проведения проверки выявленные нарушения (или их часть) добровольно устранены проверенным лицом, то инспектор все равно вправе зафиксировать эти нарушения в акте проверки (а в дальнейшем и в протоколе об административном правонарушении), поскольку нарушения имели место в момент проверки (постановление Тринадцатого ААС от 21.08.2014 N 13АП-13503/14).
В процессе проверки инспектор может (но не обязан, см. постановление Первого ААС от 25.06.2014 N 01АП-2437/14) составить протокол осмотра объекта по правилам ст. 27.8 КоАП РФ. Если при осмотре используется фото- или видеосъемка, об этом обязательно указывается в протоколе (если он не составлялся, об этом указывается в акте проверки). В противном случае суд не примет в качестве допустимых доказательств соответствующие фотографии или видеозаписи (постановления АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, Одиннадцатого ААС от 28.03.2013 N 11АП-2713/13; Восемнадцатого ААС от 17.06.2013 N 18АП-4211/13). Аналогично и в случае, если проверенное лицо пытается представить в суд свои фото- и видеоматериалы: такие записи должны содержать дату, время съёмки, позволять установить место проведения съёмки, чтобы достоверно установить, что они произведены в день проведения проверки и именно в тех объектах, которые обследовались органом ГПН, а не в иных местах (постановление Восемнадцатого ААС от 31.07.2014 N 18АП-7252/14). Само по себе использование фотоаппарата или видеокамеры необязательно (постановление Восемнадцатого ААС от 12.03.2014 N 18АП-1786/14).
Если в результате проверки выявились нарушения требований пожарной безопасности, пожарный инспектор обязан выдать предписание об устранении нарушения и принять меры по привлечению виновных к ответственности - возбудить дело об административном правонарушении, вынести постановление по делу об административном правонарушении, подготовить и направить, при необходимости, информацию в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции, вынести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзацы девятый и тринадцатый п. 8, п. 90, п. 101 Регламента N 644). Кроме того, инспектор обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений. Это означает, что для устранения выявленных нарушений инспектор определит срок, по истечении которого будет проведена внеплановая проверка (по контролю за исполнением ранее выданного предписания) (п. 92 Регламента N 644).
Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверенного лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими объектов, осуществления отдельных видов деятельности (в порядке, установленном ст. 27.16 КоАП РФ) (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 100 Регламента N644).
Тема
Проверки органами федерального государственного пожарного надзора
См. также
Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН
Распоряжение о проведении проверки органом ГПН
Плановая проверка органами пожарного надзора
Внеплановая проверка органами пожарного надзора
Срок проведения проверки органом ГПН
Полномочия пожарных инспекторов при проведении проверки
Предостережение органа государственного пожарного надзора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.