Извещение о месте и времени рассмотрения дела о налоговых правонарушениях, выявленных вне налоговых проверок (ст. 101.4 НК РФ)
Из пунктов 6, 7 ст. 101.4 НК РФ следует, что акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение, рассматриваются в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя.
О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
И только по результатам такого рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).
Таким образом, возможность рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля в случае неявки лица, в отношении которого составлен акт, или его представителя предусмотрена лишь при условии его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения акта. В случае если заинтересованное лицо надлежащим образом не извещено, оно фактически лишается права на представление возражений и объяснений об обстоятельствах вменяемого ему правонарушения.
Одновременно в п. 12 ст. 101.4 НК РФ обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесены к существенным условиям процедуры рассмотрения акта. Нарушение этих условий является самостоятельным безусловным основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (как и в п. 14 ст. 101 НК РФ, определяющей порядок рассмотрения материалов налоговой проверки).
На основании нормы п. 12 ст. 101.4 НК РФ отсутствие доказательств надлежащего извещения лица о рассмотрении материалов налогового контроля является основанием для отмены решения, вынесенного по результатам такого рассмотрения в отсутствие этого лица (см. п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф02-240/14).
Для уведомления о месте и времени рассмотрения акта налоговыми органами может быть использовано:
извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 Требований к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, утвержденных этим же приказом),
либо уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ такая форма вызова налогоплательщиков предусмотрена во всех случаях, связанных с исполнением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах).
Формы этих документов утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Поскольку в ст. 101.4 НК РФ порядок передачи извещения прямо не предусмотрен, оно может быть вручено налогоплательщику или его представителю любым из установленных в п. 4 ст. 31 НК РФ:
- непосредственно под расписку;
- направлено по почте заказным письмом. В этом случае датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма;
- передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота, а с 1 июля 2015 года - либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления извещения через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Исключение предусмотрено в отношении лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Им извещение направляется налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
При этом документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абз. 5 п. 4 ст. 31 НК РФ в редакции Федеральных законов от 04.11.2014 N 347-ФЗ и от 02.05.2015 N 113-ФЗ).
С учетом положений ст. 6.1 НК РФ исчисление срока идет со следующего дня после отправки корреспонденции, в расчет принимаются рабочие дни.
Адреса, которые используются налоговыми органами при направлении налогоплательщикам корреспонденции по почте, определены в п. 5 ст. 31 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, действующей с 30 июля 2013 года).
ФНС России придерживается позиции, что процедура извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки будет считаться соблюденной в случае, если налоговый орган известил налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки путем направления соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
В то же время ст. 101.4 НК РФ (как и ст. 101 НК РФ) не содержит оговорок о необходимости извещения лица исключительно какими-либо определенными способами. В связи с этим извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) (п. 41 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Подтверждением надлежащего уведомления лица о времени и месте рассмотрения материалов суды могут принять также и направление инспекцией SMS-сообщения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.09.2013 N Ф08-5321/13).
При проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица о месте и времени рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (как и в случае рассмотрения материалов налоговой проверки) суды также обращают внимание на следующие моменты:
- получение извещения налогоплательщиком заблаговременно, чтобы он имел возможность обеспечить присутствие своего представителя (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2012 N Ф01-1727/12, ФАС Московского округа от 07.04.2011 N КА-А41/2465-11, Первого ААС от 30.04.2014 N 01АП-1991/14);
- вручение извещения уполномоченному лицу (постановления ФАС Центрального округа от 01.12.2010 по делу N А64-1190/2010, от 16.06.2010 по делу N А62-2160/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.04.2010 по делу N А32-31408/2009-51/398);
- направление извещения по надлежащему адресу или нескольким адресам, известным налоговому органу (постановления ФАС Московского от 29.08.2011 N Ф05-7967/11, Второго ААС от 17.03.2014 N 02АП-1639/14).
В то же время неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, обусловленное не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика (его фактическим отсутствием по месту регистрации и непринятием мер, направленных на получение корреспонденции либо об официальном извещении налогового органа об изменении своего места нахождения, отличного от указанного в ЕГРЮЛ), не является свидетельством нарушения налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 20.10.2014 N Ф04-10091/14, ФАС Центрального округа от 13.02.2014 N Ф10-176/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2013 N Ф02-5547/13 (определением ВАС РФ от 28.03.2014 N ВАС-2821/14 отказано в пересмотре дела), ФАС Московского округа от 13.09.2013 N Ф05-10791/13 (определением ВАС РФ от 25.12.2013 N ВАС-18651/13 отказано в пересмотре дела)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах