Постановление о проведении проверочной закупки
Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
Поэтому можно попросить полицейских предъявить Вам этот документ - иногда они его не скрывают.
Однако гораздо чаще сотрудники полиции не предъявляют такое постановление (копию либо подлинник) лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом ни Закон об ОРД, ни Закон о полиции, ни какой-либо иной акт не обязывает полицию знакомить продавца или его представителя с данным постановлением (постановления Восемнадцатого ААС от 27.05.2013 N 18АП-3681/13, Третьего ААС от 10.05.2011 N 03АП-1440/11 и от 16.08.2011 N 03АП-3052/11, Семнадцатого ААС от 23.07.2009 N 17АП-4633/09, апелляционное определение СК по уголовным делам Свердловского областного суда от 20.01.2015 по делу N 22-490/2015, постановление Октябрьского районного суда г. Орска от 24.01.2012). Тут уж делать нечего - приходится верить полиции на слово.
Однако вполне возможен последующий контроль за наличием и содержанием постановления о проведении проверочной закупки. Существует несколько способов такого контроля:
- во-первых, можно направить в орган полиции требование о предоставлении соответствующих сведений в порядке ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД: лицо, в отношении которого проведены оперативно-разыскные мероприятия (далее - ОРМ), и виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (то есть либо отказано в возбуждении уголовного дела, либо такое прекращено по реабилитирующим основаниям), вправе истребовать сведения о полученной о нем информации. Даже если полиция откажет в предоставлении запрошенных сведений, по крайней мере станет известно, что происходит - например, проводится ли проверка в порядке ст. 144 УПК РФ и т.п. Кроме того, отказ полиции в предоставлении таких сведений может быть обжалован в суд, который вправе затребовать из полиции оперативно-служебные документы, содержащие информацию о тех сведениях, в предоставлении которых было отказано (ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД). Жаловаться нужно в порядке, установленном главой 22 КАС РФ;
- во-вторых, можно пожаловаться в прокуратуру (см. ст. 21 Закона об ОРД, ст. 29 Закона о Прокуратуре, приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33). В течение месяца*(1) прокурор проведет проверку по вашей жалобе, по результатам которой сообщит, установлены ли им факты нарушения закона при организации и проведении данного ОРМ. При ознакомлении с материалами проверки есть вероятность*(2) ознакомиться и с самим Постановлением;
- в-третьих, законность проверочной закупки можно обжаловать в суде в порядке ст. 125 УПК РФ. В этом случае постановление о проведении закупки будет проверено судом, а кроме того, вам, возможно, удастся увидеть его при ознакомлении с материалами дела (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1);
- в-четвертых, если по результатам полицейской проверочной закупки было возбуждено дело об административном правонарушении, то проверка законности постановления возможна в рамках данного дела в суде (сразу, если наказание накладывает суд, и впоследствии, если в суде обжалуется наложенное иным органом взыскание);
- в-пятых, на полицейских можно пожаловаться в вышестоящий орган полиции. Срок рассмотрения - 30 дней (см. ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, п. 91 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707), однако рассмотрение не предполагает автоматического ознакомления с постановлением*(3).
Проведение ОРМ Проверочная закупка при отсутствии соответствующего постановления - это серьезное основание для оспаривания законности такого ОРМ. Однако судебная практика знает примеры, когда это не производило на суд никакого впечатления (решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.05.2014 по делу N 12-55/2014).
В постановлении о проведении ОРМ Проверочная закупка должны присутствовать следующие реквизиты:
1. Постановление в своем названии (а также в резолютивной части) может содержать указание на характер проводимого ОРМ (например постановление о проведении негласной проверочной закупки либо с зашифровкой цели мероприятия). Такая формулировка не является нарушением закона и не влечет признание полученных доказательств недопустимыми (постановления Рамонского районного суда Воронежской области от 23.12.2013; Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10.12.2013 по делу N 5-87/2013, Навашинского районного суда Нижегородской области от 18.07.2013 по делу N 5-81-2013, приговор Советского районного суда г. Челябинска по делу N 1-391/10).
2. Постановление должно быть вынесено руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). Однако перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД). В частности, к руководителям органов, осуществляющих ОРД, относятся начальники этих органов (подразделений), а также их заместители (п. 10 Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утв. приказом МВД России, Минобороны РФ, ФСБ России, ФСО РФ, ФТС, СВР РФ, ФСИН, ФСКН, СКР от 27.09.2013 N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68). Следовательно, постановление о проведении проверочной закупки может быть вынесено и заместителем руководителя органа полиции (определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1199-О, от 06.03.2001 N 58-О, от 21.10.2008 N 640-О-О, от 28.05.2009 N 641-О-О, от 27.01.2011 N 56-О-О, от 21.12.2011 N 1798-О-О, от 17.06.2013 N 941-О и др.). Структура органов полиции установлена п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (см. также Схемы размещения территориальных органов МВД РФ на районном уровне, подчиненных территориальным органам МВД РФ на региональном уровне, утвержденные приказом МВД РФ от 06.08.2014 N 652).
На практике постановление о проведении проверочной закупки иногда выносится рядовым сотрудником (оперуполномоченным) полиции, а затем визируется (утверждается) начальником; суд не усматривает в этом нарушения закона (постановление Железнодорожного районного суда г. Пензы от 16.05.2012 по делу N 5-16/2012, кассационное определение СК по уголовным делам Ульяновского областного суда от 12.09.2012 по делу N 22-3074/2012, апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 03.09.2014 по делу N 22-898/2014, постановления Кировского районного суда г. Волгограда от 14.03.2013; Президиума Приморского краевого суда от 26.07.2013 по делу N 4У-2590/2013).
В любом случае из постановления должно должны быть известны должность, воинское или специальное звание, фамилия и инициалы лица, его утверждающего.
3. Место и дата вынесения постановления. При этом предполагаемая конкретная дата проведения ОРМ может отсутствовать, что не является нарушением Закона об ОРД и не влечет недопустимость доказательств, полученных в результате проведения ОРМ (кассационное определение СК по уголовным делам Томского областного суда от 12.11.2012 по делу N 22-5339/2012).
4. В описательной части постановления должны быть указаны основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Должна быть мотивирована необходимость проведения проверочной закупки.
5. Постановление не обязательно должно быть заверено печатью (постановление Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 02.04.2014).
6. Постановление должно быть зарегистрировано в учетных документах в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства (приговор Камышинского городского суда Волгоградской области от 23.04.2014 по делу N 1-52/2014).
7. Постановление должно быть подписано. Если постановление выносится от имени оперуполномоченного, а затем санкционируется начальником органа полиции, то в постановлении должны быть подписи обоих лиц, в противном случае постановление о проведении проверочной закупки имеет существенные недостатки, равнозначные для вывода об отсутствии постановления (апелляционное определение СК по уголовным делам Ростовского областного суда от 24.03.2015 по делу N 22-1166/2015).
______________________________
*(1) Зарегистрированные жалобы на ОРМ рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ (п. 2.2 Инструкции об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33). А общий порядок рассмотрения жалоб установлен п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, и предусматривает разрешение жалоб в течение 30 дней со дня их регистрации, а в случае необходимости дополнительной проверки срок можно продлить еще на 30 дней (п. 5.8). Кроме того, особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору РФ, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru, регулируются специальным Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору РФ (таковой пока не принят) (п. 4 приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 N 45).
*(2) Согласно п. 4.15 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если эти документы не содержат гостайну. Решение о возможности знакомиться с документами проверки принимает соответствующий прокурор (п. 4.16 той же Инструкции).
*(3) Согласно п.п. 9.2, 116 Инструкции, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707, гражданину, обращение которого рассматривается органом внутренних дел, должна быть обеспечена возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству РФ и если указанные документы и материалы не содержат гостайну. Решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах