Процедура пожарных выездных проверок и рейдовых осмотров
Смотрите в этом материале:
- согласование;
- уведомление;
- обследование с применением техники;
- опрос;
- документарная часть выездной проверки, рейдового осмотра;
- длительность выездной проверки, рейдового осмотра;
Выездная проверка и рейдовый осмотр - это очень похожие друг на друга контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), суть которых - проверка состояния объекта на самом объекте, а также изучение документов - тоже на этом объекте (ч. 1 ст. 71, ч. 1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), п.33 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (далее - ПП 290)).
В сущности, пожарный рейдовый осмотр - это и есть пожарная выездная проверка, только в отношении особого "вида" производственных объектов - таких, на которых работают, торгуют или занимаются иной деятельностью сразу множество правообладателей, например - рынки, ярмарки, торговые центры, фудкорты и т.п., возможно, и МКД (ч. 1 ст. 71 Закона о госконтроле). Все отличия от выездной проверки обусловлены как раз тем, что на таких объектах иногда невозможно заранее ни точно "просчитать" количество отсмотренных помещений и проверенных лиц, ни даже точно выяснить, кто они и сколько их. Поэтому проверять их можно сразу "скопом", без оформления отдельного КНМ в отношении каждого правообладателя (ч. 2 ст. 71 Закона о госконтроле).
С чего начинаются выездная проверка и рейдовый осмотр?
Начинаются эти проверки, как и другие КНМ с взаимодействием, с того, что:
I
Обнаруживается/ появляется подходящее "внеплановое" основание для проведения КНМ. Оба этих мероприятия могут быть и плановыми, и внеплановыми (п. 30, п.31 ПП 290); подробнее об основаниях для проведения КНМ - в материале "Основания для пожарных проверок";
II
Выносится Решение о проведении выездной проверки (Решение о проведении рейдового осмотра) по типовым формам, установленным приложениями N 7, N 5 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, причем в Решении о проведении рейдового осмотра могут не указываться некоторые реквизиты, например, сведения о правообладателе (п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле). Подробнее об оформлении Решения - см. в материале "Оформление решения о проведении КНМ /задания на проведение КНМ";
III
Проверка "заводится" в ЕРКНМ, получает уникальный учетный номер (подробнее см. в материале "Заведение проверки в ЕРКНМ");
Проведение выездной проверки либо рейдового осмотра, не учтенных в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по итогам такого КНМ, должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил проверку /осмотр, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная выездная проверка / повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
IV. Согласование в прокуратуре
В необходимых случаях выездную проверку и рейдовый осмотр согласовывают у прокурора (ч. 5 ст. 73, ч. 12 ст. 71 Закона о госконтроле), как согласовывают и в каких именно случаях см. в материале "Согласование пожарных КНМ в прокуратуре".
Проведение выездной проверки либо рейдового осмотра, не согласованных с прокуратурой (если надо было), является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и штрафы должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено самим ГПН, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
V. Предупреждение о предстоящем КНМ
Пожарный инспектор уведомляет контролируемое лицо о выездной проверке - это обязательно и перед плановой, и перед внеплановой проверкой, кроме такой внеплановой, которая организуется из-за сведений о вреде или непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, и орган ГПН для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, в течение 24 часов после получения соответствующих сведений (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле). Уведомляют путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле), однако абз. 5 п. 42 ПП 290 предусматривает несколько иной способ информирования (подробнее см. в материале "Уведомление контролируемого лица о пожарной проверке").
Будет ли инспектор уведомлять о рейдовом осмотре - не вполне ясно: дело в том, что ст. 71 Закона о госконтроле не предписывает, но и не запрещает уведомлять контролируемое лицо заранее. Согласно разъяснениям от Минэкономразвития России, уведомлять о рейдовом осмотре не нужно (письмо от 16.08.2021 N ОГ-Д24-6505).
Проведение выездной проверки /рейдового осмотра без уведомления об этом (если проверяемых надо было предупреждать заранее) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам таких незаконных проверки/осмотра предписания и штрафы должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено самим ГПН, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная выездная проверка / повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Инспектор на пороге
После прохождения всех вышеуказанных формальностей пожарный инспектор приступает к, собственно, проверочным действиям и приезжает на объект - место проверки/рейдового осмотра. Перед тем как начать свои контрольные (надзорные) действия (КНД - осмотр, обследование и т.п.), инспектор обязан:
- предъявить свое служебное удостоверение и
- электронный подлинник или заверенную в установленном порядке копию Решения о проведении выездной проверки/рейдового осмотра, причем в этом Решении должны быть ФИО именно этого пожарного инспектора, а не его коллеги,
- сообщить учетный номер проверки/осмотра в ЕРКНМ (ч. 7 ст. 65 Закона о госконтроле, пп. "в" п. 27 ПП 290).
Если вместе с инспектором приехал эксперт или специалист или работник экспертной организации, то ФИО эксперта/специалиста, наименование этой экспертной организации должны быть указаны в Решении о проведении КНМ (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле), а инспектор обязан ответить на все вопросы о приехавших с ним экспертах и специалистах - в целях "подтверждения их полномочий" (ч. 9 ст. 65 Закона о госконтроле).
Пропустить инспектора и его сопровождающих, показать (кроме жилых помещений) все объекты и помещения, указанные в Решении, - обязанность контролируемых лиц (ч. 9 ст. 71 Закона о госконтроле). Если ему мешают работать - инспектор обязан заснять это на видео (абз. 2 п. 39 ПП 290), а вообще может вызвать в помощь наряд полиции (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закон о госконтроле, пп. "ж" п. 12 ПП 290).
Приходит инспектор, как правило, в рабочее для проверяемого объекта время, если, конечно, следование режиму объекта не создаст непреодолимого препятствия для проведения проверки/рейдового осмотра, например, если речь идет о ночном заведении (п. 3 ст. 65 Закона о госконтроле, см. также пп. "а" п. 27 ПП 290). Отдельные ограничения для инспектора установлены на случай проведения проверочных мероприятий на объектах культа - инспектору запрещено проявлять неуважение в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, запрещено препятствовать их проведению и запрещено нарушать внутренние установления религиозных организаций (пп. "г" п. 27 ПП 290).
Если проверяемое лицо не может присутствовать на собственной выездной проверке/рейдовом осмотре, потому что болеет (и есть медицинский документ) либо в связи с форс-мажорными обстоятельствами (подтвержденными документально), то КНМ либо проходит без участия такого лица, либо переносится (п. 38 ПП 290, см. также ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле).
Выездную проверку разрешено проводить без личного присутствия инспектора на объекте, а онлайн или с использованием других средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона о госконтроле).
Осмотр объекта
Осмотр производственного объекта и отдельных помещений - это ключевое КНД и рейдового осмотра, и выездной проверки (п. 1 ч. 8 ст. 73, п. 1 ч. 4 ст. 71 Закона о госконтроле, пп. "а" п. 33 ПП 290), ради которого, собственно, они и проводятся (см. ч. 3 ст. 73 Закона о госконтроле).
Осмотр - это визуальное обследование:
- территорий,
- помещений/отсеков (кроме жилых! - осмотр жилья, в принципе, может быть разрешен отраслевым законом, однако Закон о ПБ этого не разрешает, следовательно, проводить осмотр жилья в рамках государственного пожнадзора, даже по приглашению владельца, нельзя, см. ч. 4 ст. 76 Закона о госконтроле);
- производственных и иных объектов,
- продукции (товаров);
- иных предметов.
Главное условие - такое визуальное обследование проводится без вскрытия осматриваемых помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле).
Обследование помещений, транспорта и иных объектов со вскрытием помещений, транспорта, упаковки, удалением пломб, распечатыванием и т.п. называется ДОСМОТРОМ (ст. 77 Закона о госконтроле), но в рамках федерального государственного пожарного надзора проводить досмотр запрещено (см. ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле и перечень разрешенных контрольных действий, установленный п. 32, 33, 34, 36 ПП 290), проведение досмотра является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет отмену результатов всей выездной проверки или рейдового осмотра.
Закон о госконтроле разрешает проводить осмотр без видеозаписи, если в осмотре участвует контролируемое лицо (ч. 2 ст. 76), но абз. 3 п. 39 ПП 290 требует обязательной видеосъемки или фотосъемки при проведении осмотра. Инспектор может использовать любую подходящую камеру, хоть на собственном мобильном телефоне, но должен предупредить о том, что начинается запись или фото (абз. 5, абз. 6 п. 39 ПП 290). Аудио- и видеозапись должна идти в ходе осмотра непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи, подробно фиксировать место и характер выявленного нарушения требований ПБ (абз. 8 п. 39 ПП 290), а если инспектор делает фото - нужно не меньше двух снимков на каждое нарушение требований ПБ (абз. 7 п. 39 ПП 290). Видеофайлы (пленки, фотографии) прикладываются к Акту выездной проверки/рейдового осмотра (абз. 9 п. 39 ПП 290).
Помимо видеозаписи, инспектор обязан оформить также протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов (ч. 3 ст. 76 Закона о госконтроле). Форма протокола осмотра установлена Приложением 1 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777.
Инструментальное обследование
Пожарный инспектор может, при наличии такой технической возможности, привезти с собой разные сложные и не очень технические приборы (и даже специалиста, который умеет с ними работать), и прямо в месте проведения КНМ измерить важные для предмета проверки параметры; это называется "инструментальным обследованием" (п. 7 ч. 8 ст. 73, п.7 ч. 4 ст. 71, ст. 82 Закона о госконтроле, пп. "е" п.33 ПП 290). В принципе, даже измерение расстояний с помощью элементарной лазерной рулетки, измерение температуры с помощью термометра, - уже представляет собой случай инструментального обследования, но в арсенале ГПН представлена и более сложная техника.
Что важно:
- используемая для обследования техника должна иметь соответствующий сертификат и пройти метрологическую поверку (если применимо, ч.2 ст.82),
- ч. 3 ст.82 Закона о госконтроле требует наличие допуска к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов у инспектора или специалиста, проводящих обследование,
- обследование проводится по правилам и методам и измерений, установленных для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (п.37 ПП 290);
- по результатам обследование составляется протокол, в котором указываются дата, место, ФИО инспектора или специалиста, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые спецоборудование и приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования. Этот протокол может составить и не инспектор, а специалист! (ч. 4 ст. 82 Закона о госконтроле). Форма протокола инструментального обследования установлена Приложением 3 к распоряжению МЧС РФ от 03.09.2021 N 777.
Отбор проб / образцов и их экспертиза
Инспектор вправе отобрать образцы (товаров, продукции, лакокрасочного покрытия и т.п.), чтобы затем отправить их на экспертизу (ч. 1 ст. 81, п. 6 и п. 9 ч. 8 ст. 73 Закона о госконтроле, подпункты "д" и "ж" п. 33 ПП 290). Однако делать это ему разрешается исключительно в тех случаях, когда нет никакой возможности оценить соблюдение обязательных требований иными способами, без отбора проб (ч. 10 ст. 73 Закона о госконтроле, абз.4 п. 39 ПП 290).
Отбор проб проводится строго по правилам и методам, установленным для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (ч. 1 ст. 81 Закона о госконтроле, п. 37 ПП 290). Отбирать нужно немного - ровно столько, сколько необходимо и достаточно для проведения экспертизы (ч. 3 ст. 81 Закона о госконтроле, абз. 2 п. 37 ПП 290).
Отборы проб осуществляются под видео- или фотокамеру, см. ч. 2 ст. 81 Закона о госконтроле и абз. 4 п. 39 ПП 290:
контролируемое лицо присутствует при отборе проб |
инспектор использует либо фотосъемку, либо видеосъемку, можно оба |
контролируемое лицо НЕ присутствует при отборе проб |
инспектор обязательно проводит видеосъемку; фотосъемку можно проводить дополнительно |
Кроме этого, инспектор должен составить отдельный протокол отбора проб, в котором фиксируются - дата, место, ФИО участников, идентификаторы отобранных образцов и методики отбора проб (ч. 4 ст. 81 Закона о госконтроле, абз. 3 п. 37 ПП 290), этот протокол является приложением к акту выездной проверки/рейдового осмотра. Форма протокола отбора проб (образцов) установлена Приложением 3 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777.
Отобранные пробы/образцы затем отправляются на экспертизу (ст. 84 Закона о госконтроле, пп. "ж" п. 33 ПП 290), которую орган ГПН поручает провести эксперту или экспертной организации. Круг экспертных задач обозначен ч. 2 ст. 84 Закон о госконтроле, при назначении экспертизы проверяемое лицо вправе (ч. 5 ст. 84):
- предлагать дополнительные вопросы эксперту, а также уточнять формулировки уже поставленных вопросов;
- сообщать в ГПН, что у эксперта/экспертной организации есть конфликт интересов (например, эксперт - бывший работник проверяемого лица или его конкурентов);
- присутствовать при осуществлении экспертизы (только если инспектор разрешит) и давать объяснения эксперту.
Разумеется, контролируемое лицо вправе и знакомиться с заключением экспертизы (п. 4 ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле).
Если образцов для экспертизы во время выездной проверки было отобрано более чем на 10 000 рублей, а экспертиза подтвердила, что нарушений обязательных требований нет, - стоимость утраченных ценностей можно вернуть (ч. 11 ст. 73 Закона о госконтроле, постановление Правительства РФ от 03.08.2021 N 1299). Аналогичного возмещения требует ч. 11 ст. 71 Закона о госконтроле и для случаев рейдового осмотра, но подзаконного акта пока еще нет, вероятно, стоимость утраченных товаров, изъятых во время рейдового осмотра, не компенсируется.
Опрос граждан
Под опросом Закон о госконтроле понимает устную беседу инспектора как с контролируемым лицом или его представителем, работниками, так и с любым другим (например, соседом), кто может располагать интересующей инспектора информацией (ч. 1 ст. 78, см. также ч. 8 ст. 71). Пожарному инспектору разрешено проводить опросы (п. 3 ч. 8 ст. 73, п. 3 ч. 4 ст. 71 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 33 ПП 290). При этом Закон о госконтроле нигде не устанавливает прямо обязанность каждого, к кому обратиться инспектор, отвечать на его вопросы и поддерживать беседу, однако имеются опасения, что все же инспектор может расценить отказ от опроса как неповиновение законному распоряжению инспектора (ст. 19.4 КоАП РФ) или даже как воспрепятствование его законной деятельности (ст. 19.4.1 КоАП РФ). По факту невозможности провести опрос составляется отдельный протокол (п. 5 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле).
При опросе оформляется протокол опроса, который подписывает опрошенное лицо, подтверждая тем самым достоверность изложенных им сведений (ч. 2 ст. 78 Закона о госконтроле). Форма протокола опроса контролируемого лица (представителя) установлена Приложением 4 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777.
В то же время, как представляется, очень сложно привлечь к ответственности за дачу ошибочных или даже заведомо ложных ответов на вопросы инспектора.
Истребование и изучение документов, письменных объяснений
Для полноты картины инспектор изучит и документы на контролируемое лицо - как те, которые есть у него, так и те, которые находятся у контролируемого лица. Для этого инспектор вправе истребовать документы и получать письменные объяснения (п. 4, 5 ч. 4 ст. 71, п. 4, 5 ч. 8 ст. 73 Закона о госконтроле, подпункты "в", "г" п. 33 ПП 290), а именно:
- инспектор предъявит (или направит) Требование представить необходимые ему документы по перечню, в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (ч. 1 ст. 80 Закона о госконтроле), ведь инспектор вправе знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему проверки (п. "д" п. 12 ПП 290). Документы нужно направить ему в электронном виде или предъявить в бумажном виде, как попросит инспектор (ч. 2, ч. 3 ст. 80 Закона о госконтроле), в срок, указанный в его Требовании (ч. 4 ст. 80 Закона о госконтроле). Форма требования о представлении необходимых/имеющих значение документов, сведений установлена Приложением 5 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777.
Однако инспектору строго запрещено просить - во-первых, документы не по предмету проверки (а тем более изымать их оригиналы, см. п. 5 ст. 37 Закона о госконтроле), под угрозой отмены результатов выездной проверки или рейдового осмотра (п. 12 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), а во-вторых, документы хотя и по предмету проверки, но такие, которые могут быть получены инспектором от иных органов (пп. "м" п. 27 ПП 290);
- инспектор запросит "письменные свидетельства" (а попросту - объяснительные) от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (ст. 79 Закона о госконтроле). Автор объяснения может написать его собственноручно, или просто устно сообщить инспектору необходимые сведения, а затем подписать пересказ, составленный инспектором, с примечанием "С моих слов записано инспектором верно".
Окончание проверки и оформление Акта проверки
После изучения объекта (территорий, помещений и т.п.) выездной проверки или рейдового осмотра, а также анализа документов и пояснений пожарный инспектор должен сделать вывод о том, соблюдает ли контролируемое лицо требования ПБ. На этом проверка заканчивается, инспектор на месте проведения КНМ и в день его окончания оформляет:
- Акт выездной проверки (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 14 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, в отношении того контролируемого лица, объекты и деятельность которого проверялись;
- по одному отдельному Акту рейдового осмотра (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 12 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований (ч. 10 ст. 71 Закона о госконтроле, письмо Минэкономразвития России от 02.09.2021 N ОГ-Д24-6863).
В нем обязательно описывается нарушение требований ПБ (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей /пунктом / подпунктом этого НПА установленное. Если нарушение устранили до окончания проверки, в Акте это должно быть отражено (а дополнительно - указано в ЕРКНМ, см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле). Все истребованные документы и объяснения, протоколы осмотра и видео/фотоматериалы, а также иные протоколы, если они доказывают нарушение требований ПБ, прилагаются к Акту (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле), а вот предписание - если оно выдано по итогам проверки/рейдового осмотра - не является приложением в Акту и оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Подробнее о предписании см. в отдельном материале.
После составления Акта он предъявляется контролируемому проверенному лицу (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле). Важно: тот, кого проверили, обязан этот Акт проверки подписать - тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле). В ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами проверки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604).
Непредставление Акта выездной проверки / Акта рейдового осмотра для ознакомления и подписания - грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по итогам КНМ, должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная выездная проверка, повторный рейдовый осмотр в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Как долго может продлиться выездная проверка, рейдовый осмотр?
Максимальный срок выездной пожарной проверки - 10 рабочих дней, при этом:
- общий срок взаимодействия в ходе проведения каждой отдельной выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия;
- если выездная проверка проводится в отношении организации (а не ИП), осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то срок устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (ч. 7 ст. 73 Закона о госконтроле). Отметим, что данное правило не имеет большого значения для целей пожарного надзора, поскольку проверки "привязаны" к конкретному объекту, а не лицу-правообладателю, а, следовательно, на каждом объекте в пределах одного региона будет проводиться свое отдельное КНМ (обоснование данного тезиса см. в материале "Кого / что проверяют инспекторы: объекты или их владельцев?").
Максимальный срок пожарного рейдового осмотра - 10 рабочих дней, однако срок взаимодействия пожарного инспектора с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день (ч. 7 ст. 71 Закона о госконтроле).
При этом ч. 13 ст. 65 разрешает органу ГПН приостанавливать срок проведения КНМ на основании мотивированного представления инспектора, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения КНМ, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний.
Превышение срока КНМ является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "л" п. 27 ПП 290) и влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по итогам выездной проверки или рейдового осмотра, должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторные выездная проверка/рейдовые осмотр в отношении того же лица обязательно согласовываются с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно правое привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Пожарный штраф
Если Акт проверки/ рейдового осмотра зафиксировал нарушение требований ПБ, пожарный инспектор в соответствии с ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ - на основе Акта - составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей части ст. 20.4 КоАП РФ, после чего должностное лицо ГПН или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ). Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см. "Привлечение к административной ответственности после пожарной проверки".
Обжалование Акта выездной проверки/ Акта рейдового осмотра
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, они вправе направить жалобу в ГПН (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 57 ПП 290).
Судебное обжалование результатов любых "пожарных" КНМ, минуя предварительную жалобу в ГПН, запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 1 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663).
Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
- исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг,
- причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин).
Это, очевидно, касается и тех жалоб, которые содержат в себе сведения, отнесенные к гостайне или иной тайне, охраняемой законом, поскольку иной порядок направления таких "секретных" жалоб должен быть установлен Положением о виде надзора (ч. 1.1 ст. 40 Закона о госконтроле), но ПП 290 специальных правил не предусматривает.
Срок подачи жалобы пока не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго - почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации, срок рассмотрения могут увеличить "в исключительных случаях" (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
Жалобу рассматривает руководитель (зам) органа ГПН либо вышестоящее должностное лицо, он не связан доводами и основаниями жалобы и рассматривает ее в полном объеме (абз. 2, абз. 5 п. 57 ПП 290).
По результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части (абз. 6 п. 57 ПП 290), и которое:
- оставляет жалобу без удовлетворения, либо
- отменяет Акт полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле).
Решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование
После этого - если результат обжалования не устроил - можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ), однако есть шанс, что арбитражные суды будут просто прекращать подобное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку Акт проверки или иного КНМ носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. например, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, Второго ААС от 19.12.2016 N 02АП-8320/16, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16).
Суды общей юрисдикции относятся к таким делам лояльнее и могут рассмотреть их по существу (определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 по делу N 33а-12597/2017, Омского облсуда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, Брянского облсуда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, противоположную позицию см. в определении Мосгорсуда от 16.08.2019 по делу N 33а-4609/2019).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах