Процедура выездных лицензионных проверок УК МКД Смотрите в этом материале: - уведомление; - обследование с применением техники; - экспертиза; - опрос; - объяснения; - окончание проверки, акт, предписание; - длительность выездной проверки; Выездные проверки - это контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), суть которых - проверка состояния объекта на самом объекте (ч. 1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), п. 50 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110)). Отметим, что Закон о госконтроле относит к задачам выездной проверки также и изучение документов (п. 5 ч. 8 ст. 73), но в рамках лицензионного контроля за УК МКД истребование документов в рамках выездной проверки представляется незаконным - потому что перечень конкретных контрольных действий в рамках КНМ должно устанавливать Положение о лицензионном контроле (ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле), а п. 50 упомянутого Положения не предусматривает никакого истребования документов.
С чего начинается выездная проверка?
Начинаются эти проверки, как и другие КНМ с взаимодействием, с того, что: 1. Подходит время плановой выездной проверки или обнаруживается/ появляется подходящее "внеплановое" основание для её проведения. Подробнее об основаниях для проведения КНМ - в Энциклопедии решений "Основания для лицензионных проверок УК МКД и других КНМ органами ГЖН"; 2. Выносится Решение о проведении выездной проверки по типовой форме, установленной приложением N 7 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Реквизиты Решении о перечислены в ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле, в частноти, в нем нужно указать предмет КНМ (включает в себя ссылки на НПА и их структурные единицы, содержащие обязательные требования, соблюдение которых является предметом КНМ, либо ссылку на ранее выданное предписание, см., например, п. 1 примечания к п. 10 Типовой формы решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом N 151). Однако с 19.07.2024 и до конца моратория на проверки решение о проведении КНМ не выносится в виде отдельного документа, а оформляется простой записью о таком решении в ЕРКНМ (п. 11.12 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, однако Минэкономразвития полагает, что упрощенный порядок оформления решений о проведении КНМ будет действовать впредь до тех пор, пока действуют Правила формирования ЕРКНМ, см. письмо от 28.08.2024 N ОГ-Д24-6064). ВниманиеНа всех документах о КНМ, оформляемых органом лицензионного контроля, в том числе и на Решении о проведении КНМ, должен быть специальный куар-код, позволяющий сразу перейти в паспорт КНМ в Едином реестре КНМ (п. 21, примечание 1 к Правилам формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604). Решение о проведении выездной проверки может составляться на бумаге или в электронной форме, а с 2026 года - только в электронной форме с УКЭП инспектора (ч. 1 ст. 21, а также ч. 9 и ч. 9.1, ч. 14 ст. 98 Закона о госконтроле). Отсутствие в ЕРКНМ адреса конкретного МКД, который будет проверен инспектором, не является нарушением, если этот адрес указан в решении о проведении КНМ (постановление Двенадцатого ААС от 10.09.2024 г. N 12АП-6077/24). ВниманиеПроведение КНМ без оформления или предъявления Решения о его проведении - само по себе, при соблюдении иных требований Закона N 248-ФЗ, - не является грубым нарушением требований к организации КНМ (ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). Однако технически это маловероятно - такая проверка может не "появиться" в ЕРКНМ, а вот это уже - грубое нарушение процедуры (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). 3. Проверка "заводится" в ЕРКНМ (федеральном государственном ресурсе (proverki.gov.ru), оператором которого является Генпрокуратура РФ (ч. 1 и ч. 3 ст. 19 Закона о госконтроле), а проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле) и получает уникальный учетный номер из 20 цифр (он же - учетный номер электронного паспорта КНМ, см. п. 8 ПП 604). Плановое КНМ "заводится" и получает учетный номер в момент согласования плана проведения плановых КНМ, а внеплановое - в день принятия решения о проведении, но не позднее начала проведения мероприятия (см. графу "Срок внесения" Приложения к ПП 604). Для публики большинство сведений о КНМ из ЕРКНМ становятся доступны только после окончания "события" - на следующий рабочий день после проведения КНМ (кроме документарной проверки и ряда сведений о выездной, см. графу "Статус отображения в публичном доступе" Приложения к ПП 604). Однако на всякий подлинный документ, оформляемый органом ГЖН, в том числе Решение, наносится QR-код, сформированный в ЕРКН, обеспечивающий переход на страницу КНМ, в рамках которого составлен документ, и по этой ссылке информацию о проверке можно увидеть тотчас же (п. 21, примечание 1 к ПП 604). ВниманиеПроведение выездной проверки, не учтенной в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим ОГЖН, уполномоченное должностное лицо этого органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении той же УК, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа ГЖН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Заведение проверки в ЕРКНМ с ошибочным указанием на ее вид (документарная вместо выездной) не свидетельствует о том, что проверка не включена в ЕРКНМ, и не является грубым нарушением (постановление Второго ААС от 11.12.2023 N 02АП-8612/23). Согласование в прокуратуре
В необходимых случаях выездную проверку согласовывают у прокурора (ч. 5 ст. 73 Закона о госконтроле), а именно в случаях её проведения по следующим основаниям: - истек срок исполнения предписания ОГЖН об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 95, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле); - выявлен индикатор риска нарушения обязательных требований (п. 7 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле); - погиб человек, либо причинен тяжкий или средний вред здоровью граждан, или имеется непосредственная угроза причинения такого вреда или угроза смерти (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 60 Закона о госконтроле), - нарушены лицензионные требования, либо такие обязательные требования, соблюдение которых является условием осуществления деятельности, подлежащей аккредитации, включения в реестр, аттестации (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 5 ч. 1 ст. 60), - причинен вред объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, предметам и коллекциям из состава Музфонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, влекущий их полную или частичную утрату, или имеется непосредственная угроза причинения такого вреда (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 60); - имеется угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера, эпидемий, эпизоотий (п. 6 ч. 1 ст. 60) или такие ЧС, эпидемия, эпизоотия уже возникли (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 2 ст. 60); - уклонение УК от обязательного профилактического визита (п. 9 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле) - причинен вред (ущерб) окружающей среде, который влечет административное наказание по главе 8 КоАП РФ (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 3 ч. 1 ст. 60), или причинен вред (ущерб) обороне страны и безопасности государства, или имеется непосредственная угроза причинения такого вреда (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 60) - повторное внеплановое КНМ, если предыдущее аналогичное было отменено из-за грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного надзора (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле). ВНИМАНИЕ! Если повод к внеплановой выездной проверке предусмотрен ч. 1 ст. 60 Закона о госконтроле, причем органу жилнадзора необходимо принять неотложные меры по предотвращению и устранению нарушений, то к такой проверке можно приступить незамедлительно, то есть в течение 24 часов после получения соответствующих сведений, без согласования с прокурором, но с его обязательным извещением (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле, п. 11 Порядка согласования надзорным органом с прокурором проведения внепланового КНМ, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294).
Предварительное согласование у прокурора не нужно (не требуется) в случаях проведения внеплановых выездных проверок по следующим основаниям (ч. 7 ст. 70 Закона о госконтроле): - проверка из-за жалоб граждан в связи с защитой (восстановлением) их нарушенных прав (ч. 3 ст. 60 Закона о госконтроле), но прокурора необходимо известить о проверке в течение суток; - поручение Президента РФ или Правительства РФ и Зампреда Правительства РФ (п. 3 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле), - требование прокурора о проведении КНМ (п. 4 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле), - осуществление предпринимательской деятельности без уведомления о ее начале, без передачи сведений в ГИС Маркировки товаров, осуществление лицензионной деятельности без лицензии (п. 8 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле), однако в этом случае необходимо извещение о КНМ в течение 24 часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля; - уклонение УК от КНМ с взаимодействием (ч. 11, ч. 10 ст. 65 Закона о госконтроле). ВниманиеПроведение выездной проверки, не согласованной с прокуратурой (если надо было), является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим ОГЖН, уполномоченное должностное лицо этого органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении той же УК, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа ГЖН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Предупреждение о выездной проверке
Орган ГЖН уведомляет УК о выездной проверке - это обязательно и перед плановой, и перед внеплановой проверкой, кроме такой внеплановой, которая проводится незамедлительно (в течение суток) по информации о вреде или непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, если повод к проверке предусмотрен ч. 1 ст. 60 Закона о госконтроле, причем органу жилнадзора необходимо принять неотложные меры по предотвращению и устранению нарушений (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле). Уведомляют путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле, постановление АС Дальневосточного округа от 31.08.2023 N Ф03-3717/23). ВниманиеПроведение выездной проверки без уведомления (если оно требуется) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим ОГЖН, уполномоченное должностное лицо этого органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении той же УК, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа ГЖН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Инспектор на пороге
После надлежащего оформления выездной проверки инспектор приступает к, собственно, проверочным действиям и приезжает на объект - место ее проведения (п. 51 Положения N 1110). Перед тем как начать свои контрольные (надзорные) действия (КНД - осмотр, опрос и т.п.), инспектор обязан: - предъявить свое служебное удостоверение и - электронный подлинник или заверенную в установленном порядке копию Решения о проведении выездной проверки/рейдового осмотра, причем в этом Решении должны быть ФИО именно этого инспектора, - сообщить учетный номер проверки/осмотра в ЕРКНМ (ч. 7 ст. 65 Закона о госконтроле). Если вместе с инспектором приехал эксперт или специалист или работник экспертной организации, то ФИО эксперта/специалиста, наименование этой экспертной организации должны быть указаны в Решении о проведении КНМ (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле), а инспектор обязан ответить на все вопросы о приехавших с ним экспертах и специалистах - в целях "подтверждения их полномочий" (ч. 9 ст. 65 Закона о госконтроле). Пропустить инспектора и его сопровождающих, показать (кроме жилых помещений) все объекты и помещения, указанные в Решении, - обязанность УК (ч. 9 ст. 71 Закона о госконтроле). Если ему мешают работать - инспектор может вызвать в помощь наряд полиции (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закон о госконтроле). Однако п. 7 ст. 36 Закона о госконтроле разрешает отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению КНМ, если на документах, оформленных органом ГЖН, нет или некорректно нанесен двухмерный код (QR код) для перехода на страницу проверки в ЕРКНМ (кроме случаев, если до начала проведения КНМ не требуется принятия решения о его проведении).
Если лицензиат-ИП не может присутствовать на собственной выездной проверке, потому что болеет или находится в другом населенном пункте, то проверка переносится (п. 55, п. 56 Положения N 1110, см. также ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле). ВниманиеВыездную проверку разрешено проводить без личного присутствия инспектора на объекте, а онлайн или с использованием других средств дистанционного взаимодействия, в том числе в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 5 ст. 56 и ч. 2.1 ст. 73Закона о госконтроле). Осмотр объекта
Осмотр производственного объекта и отдельных помещений - это ключевое КНД выездной проверки (п. 1 ч. 8 ст. 73 Закона о госконтроле, пп. "а" п. 50 Положения N 1110), ради которого, собственно, они и проводятся (см. ч. 3 ст. 73 Закона о госконтроле). Осмотр - это визуальное обследование: - территорий, - помещений/отсеков (кроме жилых! - осмотр жилья, в принципе, может быть разрешен отраслевым законом, однако Жилищный кодекс РФ этого не разрешает, следовательно, проводить осмотр жилья в рамках лицензионного контроля за УК, даже по приглашению владельца, нельзя, см. ч. 4 ст. 76 Закона о госконтроле); - производственных и иных объектов; - продукции (товаров); - иных предметов. Главное условие - такое визуальное обследование проводится без вскрытия осматриваемых помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле). Обследование помещений, транспорта и иных объектов со вскрытием помещений, транспорта, упаковки, удалением пломб, распечатыванием и т.п. называется ДОСМОТРОМ (ст. 77 Закона о госконтроле), но в рамках лицензионного контроля за УК МКД проводить досмотр запрещено (см. ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле и перечень разрешенных контрольных действий, установленный п. 48-50 Положения N 1110), проведение досмотра является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет отмену результатов всей выездной проверки. Закон о госконтроле разрешает проводить осмотр без фотосъемки или видеозаписи, если в осмотре участвует контролируемое лицо (ч. 2 ст. 76), п. 57 Положения N 1110 отдает этот вопрос на усмотрение инспектора. Инспектор может использовать любую подходящую камеру, хоть на собственном мобильном телефоне, но должен предупредить о том, что начинается запись или фото (абзац 3 п. 57 Положения N 1110). Аудио- и видеозапись должна идти в ходе осмотра непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи, подробно фиксировать место и характер выявленного нарушения лицензионных требований, а если инспектор делает фото - нужно не меньше двух снимков на каждое нарушение. Видеофайлы (пленки, фотографии) прикладываются к Акту выездной проверки (абзац 4 п. 57 Положения N 1110). Помимо видеозаписи, инспектор ГЖН обязан оформить также протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов (ч. 3 ст. 76 Закона о госконтроле). Несоответствие отраженного в протоколе осмотра времени начала его проведения той временной отметке, которая озвучена на видеозаписи времени начала осмотра, не свидетельствует о проведении КНМ без ведения видеозаписи (решение ВС Республики Карелия от 10.06.2024 г. по делу N 21-72/2024).
Инструментальное обследование
Инспектор ОГЖН может, при наличии такой технической возможности, привезти с собой разные технические приборы - лазерную рулетку, термометр и т.п. (и даже специалиста, который умеет с ними работать), и прямо в месте проведения КНМ измерить важные для предмета проверки параметры; это называется "инструментальным обследованием" (п. 7 ч. 8 ст. 73, ст. 82 Закона о госконтроле, пп. "г" п. 50 Положения N 1110). При этом: - используемая для обследования техника должна иметь соответствующий сертификат и пройти метрологическую поверку (если применимо, ч. 2 ст. 82), - ч. 3 ст. 82 Закона о госконтроле требует наличие допуска к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов у инспектора или специалиста, проводящих обследование, - обследование проводится по правилам и методам и измерений, установленных для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (п. 37 ПП 290). Внимание! О рекомендуемой методике измерения температуры горячей воды при проверках работы ГВС см. Методические указания МУК Роспотребнадзора 4.3.4061-24 "Измерение температуры горячей воды централизованной системы горячего водоснабжения"; - по результатам обследования составляется протокол, в котором указываются дата, место, ФИО инспектора или специалиста, сведения об УК, предмет обследования, используемые спецоборудование и приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования. Этот протокол может составить и не инспектор, а специалист! (ч. 4 ст. 82 Закона о госконтроле).
Экспертиза
Подпункт "г" п. 50 Положения N 1110 разрешает органу ГЖН провести экспертизу в рамках проведения выездной проверки. При этом экспертизу можно проводить дистанционно, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 11 ст. 84 Закона о госконтроле). Однако проведение экспертизы возможно в чрезвычайно редком случае, поскольку: - согласно ч. 1 ст. 84 Закона о госконтроле, под экспертизой понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках КНМ, - при этом ч. 2 ст. 84 содержит закрытый перечень конкретных задач экспертизы, которые можно включать в экспертное задание. Пять из этих семи экспертных задач предполагают изучение образцов. Однако орган ГЖИ не уполномочен на отбор образцов в рамках лицензионного контроля (это КНД вообще не упомянуто в Положении N 1110). Следовательно, проведение такой экспертизы, в рамках которой эксперт должен работать с образцами, в рамках лицензионного контроля за УК является незаконным; - таким образом, теоретически, ОГЖН в рамках выездной проверки может назначить экспертизу 1. для установления фактов и обстоятельств, либо 2. для установления тождества или различия, причем в обоих случаях - без исследования каких-либо образцов. Такая экспертиза поручается эксперту или экспертной организации и завершается оформлением экспертного заключения (ч. 9 ст. 84 Закона о госконтроле). Экспертная организация должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации (ч. 2 ст. 33 Закона о госконтроле, см. также постановление Семнадцатого ААС от 11.11.2022 N 17АП-12907/22). При назначении экспертизы УК вправе (ч. 5 ст. 84): - предлагать дополнительные вопросы эксперту, а также уточнять формулировки уже поставленных вопросов; - сообщать в ГЖН, что у эксперта/экспертной организации есть конфликт интересов (например, эксперт - бывший работник УК или его конкурентов); - присутствовать при осуществлении экспертизы (только если инспектор разрешит) и давать объяснения эксперту. УК вправе знакомиться с заключением экспертизы (п. 4 ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле).
Опрос граждан
Под опросом Закон о госконтроле понимает устную беседу инспектора как с лицензиатом или его представителем, работниками, так и с любым другим (например, жителями МКД), кто может располагать интересующей инспектора информацией (ч. 1 ст. 78). Инспектор ГЖН вправе опрашивать граждан во время выездной проверки УК (п. 3 ч. 8 ст. 73 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 50 Положения N 1110). Опрос можно проводить в ходе личной встречи, а можно - с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор" (ч. 3 ст. 78 Закона о госконтроле). При этом Закон о госконтроле нигде не устанавливает прямо обязанность каждого, к кому обратиться инспектор, отвечать на его вопросы и поддерживать беседу, однако имеются опасения, что все же инспектор может расценить отказ от опроса как неповиновение законному распоряжению инспектора (ст. 19.4 КоАП РФ) или даже как воспрепятствование его законной деятельности (ст. 19.4.1 КоАП РФ). В то же время, как представляется, очень сложно привлечь к ответственности за дачу ошибочных или даже заведомо ложных ответов на вопросы инспектора. При опросе оформляется протокол опроса, который подписывает опрошенное лицо, подтверждая тем самым достоверность изложенных им сведений (ч. 2 ст. 78 Закона о госконтроле). По факту невозможности провести опрос составляется отдельный протокол (п. 5 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле).
Получение письменных объяснений
Удивительно, но орган ГЖН в рамках выездной проверки УК не имеет права истребовать у нее какие-либо документы - если бы такое полномочие у ОГЖН было, оно было бы закреплено в п. 50 Положения N 1110 (см. ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле), а сейчас это не так. Однако инспектор, который проводит выездную проверку, вправе получать письменные объяснения от лицензиата, его работников или свидетелей (п. 4 ч. 8 ст. 73, ст. 79 Закона о госконтроле, пп. "в" п. 50 Положения N 1110). Автор объяснения может написать его собственноручно, или просто устно сообщить инспектору необходимые сведения, а затем подписать пересказ, составленный инспектором, с примечанием "С моих слов записано инспектором верно".
Окончание проверки и оформление Акта проверки
После изучения объекта (территорий, помещений и т.п.) выездной проверки, а также анализа экспертного заключения (если была экспертиза) и пояснений инспектор ОГЖН должен сделать вывод о том, соблюдает ли УК лицензионные требования или нет. На этом проверка заканчивается, инспектор (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле, п. 60 Положения N 1110) либо на месте проверки, либо в органе ГЖН оформляет Акт выездной проверки (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 14 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, в отношении того контролируемого лица, объекты и деятельность которого проверялись. В нем обязательно описывается нарушение лицензионных требований (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей /пунктом / подпунктом этого НПА установленное. Если нарушение устранили до окончания проверки, в Акте это должно быть отражено (а дополнительно - указано в ЕРКНМ, см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле). Все истребованные объяснения, протоколы осмотра и видео/фотоматериалы, а также иные протоколы, если они доказывают нарушение лицензионных требований, прилагаются к Акту (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле), а вот предписание - если оно выдано по итогам проверки - не является приложением в Акту и оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле, п. 63 Положения N 1110). Отметим, что если инспектор выявил нарушения обязательных требований, и эти нарушения не устранены до конца проверки, зафиксированы в Акте - инспектор обязан после оформления Акта выдать УК предписание об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 90.1 Закона о госконтроле), за невыдачу предписания инспектору грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Информация о выдаче и исполнении предписаний вносится в ЕРКНМ (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 5 ПП 604, раздел IV Приложения к ПП 604). И сама эта информация (что выдали предписание) не является открытой, и текст предписания - тоже: согласно ч. 5 ст. 12 Закона о госконтроле, орган ГЖН даже по запросу не разглашает выданные предписания, если оно не затрагивает права обратившегося с запросом лица. При определении срока исполнения предписания должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен (ч. 4 ст. 14 Закона о госконтроле). А если такое исполнение связано с расходованием денежных средств, - орган ГЖН дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица (ч. 5 ст. 14 Закона о госконтроле). После составления Акта он предъявляется контролируемому проверенному лицу прямо на месте проведения КНМ, где контролируемое лицо и знакомится с Актом (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле см. также п. 64 Положения N 1110). Важно: тот, кого проверили, обязан этот Акт проверки подписать тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле, см. также п. 61 Положения N 1110). До 2026 года допускается оформление Акта проверки на бумаге, с 2026 года будут оформляться только электронные Акты (ст. 21, ч.ч.9 и 9.1, ч. 14 ст. 98 Закона о госконтроле). Однако если акт составлен не на месте проведения КНМ в день его окончания, как это предписывает ч. 3 ст.87 Закона о госконтроле (в том числе если проверка проводилась с "Мобильным Инспектором" или составить акт на месте было нельзя из-за инструментального обследования/ экспертизы, которые производились не в месте выездной проверки, см. ч. 2 ст. 88), то акт составляется в органе ГЖН, а инспектор направляет акт УК в порядке, установленном статьей 21 (ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле), при этом УК данный акт не подписывает и считается получившим акт в случае его размещения в ЕРКНМ и получения электронного уведомления об этом с подтверждением факта доставки (ч.4 ст. 88 Закона о госконтроле). В самом ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами проверки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604). ВниманиеНепредставление Акта выездной проверки для ознакомления и подписания - грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим ОГЖН, уполномоченное должностное лицо этого органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении той же УК, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа ГЖН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Как долго может продлиться выездная проверка?
Максимальный срок выездной лицензионной проверки УК - 10 рабочих дней, при этом общий срок взаимодействия в ходе проведения каждой отдельной выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (ч. 7 ст. 73 закона о госконтроле, п. 51 Положения N 1110). При этом ч. 13 ст. 65 разрешает органу ГЖН приостанавливать срок проведения выездной проверки на основании мотивированного представления инспектора, если срок осуществления экспертизы превышает срок проведения КНМ, на срок осуществления этой экспертизы. ВниманиеПревышение срока КНМ является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим ОГЖН, уполномоченное должностное лицо этого органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении той же УК, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица органа ГЖН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Штраф за нарушение лицензионных требований
Если Акт выездной проверки зафиксировал нарушение лицензионных требований (п.п. 1-6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, п. 3 Положения N 1110), инспектор ОГЖН в соответствии с ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ - на основе Акта проверки - составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей части ст. 14.1.3 КоАП РФ, после чего должностное лицо ГЖН или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ).
Досудебное обжалование Акта выездной проверки
Если УК не согласна с фактами и выводами, изложенными в Акте, она вправе направить жалобу в ГЖН (ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40, ч. 5.4 ст. 98 Закона о госконтроле, п. п. 65, 66 Положения N 1110). Судебное обжалование результатов лицензионных КНМ в отношении УК, минуя предварительную жалобу в ГЖН, запрещено (ч. 2 ст. 39 Закона о госконтроле). Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается: - исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (но если по не зависящим от контролируемого лица обстоятельствам подача электронной жалобы невозможна, суд может обязать надзорный орган рассмотреть и "бумажную" жалобу, однако в таком случае необходимо доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8. О том, как действовать в случае технических неполадок на ЕПГУ и ЕРКНМ, из-за которых не получается вовремя подать досудебную жалобу, см. отдельный материал), - причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ЕПГУ) (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Срок подачи жалобы на Акт пока не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). Срок обжалования предписания - 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания (ч. 6 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 68 Положения N 1110), срок на обжалование начинает течь с момента получения и не включает выходные и праздничные дни (постановление Пятого ААС от 28.11.2023 N 05АП-6170/23). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле). В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле. Рассматривают жалобу долго - три недели, 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование
Если результат обжалования не устроил, тогда можно идти в суд (ч. 2 ст.189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ), однако есть шанс, что арбитражные суды будут просто прекращать подобное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку Акт выездной проверки или иного КНМ носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, Второго ААС от 19.12.2016 N 02АП-8320/16, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16), иной подход сформулирован в ответе на Вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утв. президиумом АС ЗСО 19.11.2021, см. также определение Саратовского облсуда от 28.12.2023 по делу N 33а-10246/2023; в постановлении Одиннадцатого ААС от 08.09.2023 N 11АП-12911/23 суд отметил, что оспариваемый УК акт документарной проверки, составленный в соответствии с Законом N 248-ФЗ, сам по себе права и законные интересы УК не нарушает, так как не содержит каких-либо требований и запретов, однако, исходя из пояснений УК, фактически им оспариваются действия ОГЖН при проведении проверки).
|
Тема Лицензионные проверки и другие КНМ в отношении управляющих компаний МКД
См. также Основания для лицензионных проверок УК МКД и других КНМ органами ГЖН Чек-листы при плановых лицензионных проверках УК МКД органами ГЖН Предписание УК МКД об устранении нарушений лицензионных требований Формы документов Жалоба на акт контрольного (надзорного) мероприятия
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах